Меню
Век Просвещения — это шаг в современность
"Да, предреволюционные идеи Руссо и Дидро — это сложно. Но в исполнении преподавателей, которые едут на данную смену, тема станет доступной".
Алина Аксёнова
Искусствовед

С 19 по 26 октября «Марабу» отправляется в Бургундию и переносится не только во Францию, но и в эпоху Просвещения. Почему именно в нее? Об этом мы поговорили с нашим преподавателем, искусствоведом Алиной Аксёновой.
Алина, приятно осознавать, что уже не первый сезон вы с «Марабу». И даже говорите, что быть с нами для вас — счастливый билет. Почему?

Я тут посчитала, что, если судить по сменам, а не по заездам, то это будет уже десятая, можно сказать, юбилейная смена с моим участием. И «Марабу» я искренне полюбила примерно с первого дня, даже с первого часа моего пребывания в лагере, прежде всего из-за совершенно особенной атмосферы. Ты все время окружен своими учениками и коллегами. И те, и другие — очень интересные люди. И еще мне кажется, что «Марабу» как-то, в хорошем смысле, затягивает. Настолько, что ты приезжаешь на одну смену и уже думаешь, что ты будешь делать в другие.

Алина, а какой самый яркий момент из последней смены вы можете вспомнить? Что особенно поразило?

Последнее такое впечатление у меня случилось летом в Венгрии на первой смене. Был один мальчик, который год назад первый раз приезжал в «Марабу» и вообще впервые приобщался к искусству, никогда искусством прежде не интересовался. И вот на моем курсе он открыл для себя совершенно новые вещи, открыл имена художников, о которых не подозревал, открыл любопытные картины. И когда он приехал в этом году, то помнил практически дословно все, что я рассказывала: какие-то цифры, годы рождения каких-то мастеров, количество картин, которые они написали. И я была совершенно поражена. Потому что если он запомнил, значит, это ему важно.

Летние смены «Марабу» были посвящены темам, которые детям предлагаются чаще. Та же Древняя Греция и космос — это то, с чем они, скорее всего, уже сталкивались в школе. Но для осенней смены выбрана эпоха Просвещения — тема глубокая и необъятная. Не кажется ли вам она слишком сложной и слишком туманной для современных детей?

Каждая наша новая тема никак не вытекает из предыдущей. Это и есть то самое разнообразие, которое привлекательно. Я бы не сказала, что тема «Древняя Греция» менее глобальная и более легкая, чем «Эпоха Просвещения».

Но за нее как-то боятся браться, когда речь идет про детей.

И совершенно напрасно. Потому что весь XVIII век дико интересный. И мне нравится, что мы его рассматриваем именно так: с точки зрения искусства, истории и философии. Да, предреволюционные идеи Руссо и Дидро — это сложно. Но в исполнении преподавателей, которые едут на данную смену, тема станет доступной. И Анна Кигай, и Петр Мазаев уже придумывают для этого какие-то невероятные интерактивы. Например, как через игру представить заседание парламента или разобрать ситуации между королями и придворными. В искусствознании принято утверждать, что XVIII век — самый игровой во всей истории культуры. И вот самим сыграть в него — это прям суперудача.

Но искусство эпохи Просвещения как раз отличается каким-то легкомыслием, разве нет?

Да, на одной чаше весов — философия, революционные идеи и активное развитие науки. А на другой — искусство рококо: нежные ангелочки, пухленькие милые детки, кошечки и собачки, сопровождающие аристократических жеманных хозяек. На занятиях мы и попробуем понять, почему искусство эпохи Просвещения так контрастировало с процессами, происходившими в обществе.

Ну и нам отдельно повезло изучить этот период именно во Франции, где эпоха Просвещения развернулась в полном объеме!

Да, мы будем недалеко от Парижа. И сам факт того, что смена пройдет во Франции, важен. Потому что в XVIII веке именно там происходили основные перемены и именно она поставила точку целой эпохе.

В программе заявлены мастер-классы. Уже известно, какими они будут?

Обязательно поработаем с цветом, музыкой, звуками. Будет занятие, целиком посвященное пейзажу. Ведь XVIII век очень обогащает пейзажную живопись и дарит ей много новых тем. А на занятии, посвященном ведуте, мы поговорим про камеру-обскуру, которая дала художникам невероятные возможности. Она, конечно, не является изобретением XVIII века и появилась намного раньше, но именно в эпоху Просвещения была сильно усовершенствована и сыграла огромную роль в развитии тех пейзажей, которые сейчас наиболее популярны в европейском искусстве. Упомянем не только Францию, но и Италию. Будем говорить про Джованни Антонио Каналь (Каналетто), про Бернардо Беллотто, про Луку Карлевариса. Обсудим закат Венецианской республики.

А какой художник эпохи Просвещения — ваш любимый?

Мне бы очень хотелось рассказать детям про Джованни Баттиста Пиранези — художника, которого мало кто знает. У него потрясающие гравюры. Он — мастер бумажной архитектуры. Он — архитектор, который никогда ничего не строил. Пиранези — один из тех, кто начинает осмыслять пейзаж совершенно по-новому, показывая ностальгические развалины, поросшие кустарником. Новое ощущение прошлого, которое возникает в пейзаже, у него звучит особенно ярко. С одной стороны, его картины наполнены исследовательской мыслью, а с другой — это лирические работы, которые интересно рассматривать и после которых во Франции становятся популярными именно такие пейзажи. Или, например, я очень люблю говорить про Каналетто, про его архитектуру и венецианские гондолы.

А у французских художников нельзя игнорировать философию, которая все равно в картинах есть. На первый взгляд, перед нами какая-нибудь галантная сцена, написанная, скажем, Фрагонаром и Ланкре, а за ней скрываются — кто бы мог подумать! — мысли из Руссо про естественного человека. А заросший английский парк вдруг оказывается продуманной ландшафтной историей. Потому что естественное лучше, чем неестественное.

Значит, и про ведуту поговорите?

В принципе, предстоит много говорить про пейзаж. А это такой жанр, который только на первый взгляд про кустики и домики. Будем разбираться, какие идеи через пейзаж транслируются. Чуть-чуть вспомним историю пейзажа, поговорим о том, насколько он разнообразен: и городской, и ностальгический, и пейзаж-руина. Обсудим, что в этих пейзажах особенного и как они создавались даже чисто технически.

А еще, насколько я знаю, запланированы занятия по карикатуре…

Да. Попробуем понять основные принципы карикатурного искусства и поделаем что-то свое.

А отношение к карикатуре в эпоху Просвещения отличалось от сегодняшнего? Или она и тогда разжигала страсти, приводила к трагедиям, делила общество на терпимых и нетерпимых?

Карикатура всегда была острой. Не просто какая-то нравоучительная категория с ироническим оттенком, а провокационная штука. И, говоря о ней, мы прежде всего должны вспомнить Англию. Оттуда родом один из родоначальников карикатуры в ее классическом понимании — художник Хогарт, в сороковые годы XVIII века начавший активно на этом поприще работать. В то время карикатура была разнообразной: и бытовой, и политической, высмеивавшей короля, дворян, армию. Множество листов чуть ли не ежедневно вывешивались в витринах книжных магазинов от Гайд-Парка до Ковент-Гардена.

А цензура на карикатуры существовала?

Да. И именно в конце XVIII века королевский указ запретил использовать в карикатурах образы королевской семьи. Тогда художники изворачивались, изображая их со спины, прикрывая шляпками или платочками. Но все понимали, кто изображен. Так что карикатура — это искусство такое упертое, искусство ребусного толка. Ты ее разгадываешь, ты ее язык пытаешься постигнуть и применить к ситуации сегодняшней.

Эпоха Просвещения — это период важнейших открытий и изобретений. Какое из них вспоминается вам в первую очередь?

У меня сразу возникает в голове «Портрет доктора Альфонса Леруа» Жака-Луи Давида. На нем изображен такой серьезный мужчина, сидящий за столом. А на столе — лампа-фонарь. Сложный осветительный прибор. И эту лампу можно считать одним из символов эпохи Просвещения. Люди читают, пишут книги, и фонарь освещает не только стол, но и путь к знаниям. Да, человечество стало ближе к электричеству лишь в XIX веке. Но в XVIII-м возникли первые попытки его изобрести. И в этой картине это сразу видно.

Алина, как вам кажется, какое основное знание дети вынесут после осенней смены в «Марабу»?

Понимаете, в силу особенностей детского восприятия времени, XVIII век для них — что-то ну очень далекое. И просто даже в условиях пребывания во Франции детям станет очевидно, что эпоха Просвещения — это то, что рядом с нами на уровне визуальном и материально-культурном. И дети поймут, что очень многие вещи, с которыми человечество потом шагнуло дальше, XVIII веком были придуманы и подготовлены. Это уже шаг в современность.


Все интервью Алины можно прочитать здесь.