Меню
Арман Туганбаев: Математика на пальцах
«Мне хотелось, чтобы игрок не просто выбирал, куда пойти, но мог бы до этого продемонстрировать какие-то свои навыки»
Арман Туганбаев
математик
Третий сезон Большой математической игры стартует 12 октября, запись уже открыта, поэтому мы решили поговорить с нашими математиками, без которых невозможно себе представить ни наши лагеря «Марабу», ни БМИ. И решили, что за всех ответит Арман Туганбаев — наш учитель математики в школе Le Sallay Диалог и один из разработчиков задач в игре.
Арман, как вам работалось в прошлом году на матигре, каковы ваши впечатления, ощущения?

Для меня это был вызов. Как компьютерного игрока, меня всегда привлекала идея создать такой математический мир, чтобы в нем бегали дети, но как это сделать? В детстве у меня была книжка, где можно было выбирать, куда движется сюжет, выбирая номер страницы, и уже тогда мне хотелось, чтобы все бои, которые там происходят, как-то включали в себя математику. Мне хотелось, чтобы игрок не просто выбирал, куда пойти, но мог бы до этого продемонстрировать какие-то свои навыки. И вот это стало моим вдохновением в прошлом году, и, безусловно, такой опыт я не мог получить нигде, кроме нашей математической игры. Я бы сказал, что у нас получилось нечто такое, чего — простите за пафос — никто не делал.

В прошлом году, тем не менее, в нашей прекрасной игре было некоторое количество недостатков, и ваша команда уже с весны игру активно переделывала. Расскажите, что там изменилось к лучшему?

Основная вещь, которая делает математическую игру именно игрой, а не красиво оформленным учебником, — это наполнение ее внутреннего мира игровыми механиками. С математикой в прошлом году у нас все получилось, а вот эти игровые механики мы дорабатывали, и они мне кажутся ключевыми нововведениями в новом сезоне. При желании можно будет играть 24 на 7, и мне бы, конечно, хотелось, чтобы мы с родителями должны были детей ограничивать, а не заставлять поиграть в нашу игру.

Можете ли вы сказать несколько слов о том, как устроена эта игра?

Прежде всего мы попадаем в мир, где кто-то (мы даже до конца не знаем кто) заставляет нас делать «еще одну домашку», и это, возможно, напоминает школьные уроки математики, имея в виду то, что искусственный интеллект хочет от игрока. И здесь есть некоторый момент узнавания: «Ой, да это же обычная математика, что вы со мной делаете?!». Но довольно быстро этот мир начинает меняться, и если ребенок начнет его исследовать, окажется, что вот эти рутинные на первый взгляд задачи — они всего лишь очень маленькая часть огромного мира, который мы для него подготовили. В целом я бы сказал, что сравнение с книгой для меня все еще остается близким. Мы создавали мир, где можно бродить и натыкаться на интересные события, так или иначе связанные с математикой — не только в виде задач, но и каких-то увлекательных историй с элементами классических настольных игр, которые добавят игре динамики.

Игра индивидуальная или командная? Как она устроена в этой части?

Есть такой распространенный стереотип: когда люди слышат слово «математик», они представляют себе совершенно асоциального человека, который занимается своей наукой в обшарпанной комнате и ничего больше не хочет от этого мира. Конечно, есть и такие яркие представители мира математики, но также среди ученых много людей, которые любят проводить время с коллегами, которые совместно занимаются проектами. В нашей игре мы подразумеваем оба подхода, и если человеку будет приятнее самостоятельно изучать мир этой игры, то мы ему предоставим такую возможность. Однако мы предоставляем много возможностей и поводов объединяться в команды и стараться проходить игру вместе, потому что так, конечно, веселее.

На кого рассчитана игра? Должны ли дети уже заниматься в маткружке, или достаточно обычного школьного уровня?

В той школе математики, к которой я себя отношу, существует общая идея «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Иначе говоря, мы готовы принять каждого ребенка, который не испытывает слишком много проблем со школьной программой, не испытывает отвращение к математике — ну, чтобы его не нужно было ловить и привязывать к стулу во время игры. И если это условие соблюдено, дальше мы готовы ребенка погрузить так глубоко в математику, как он будет готов; а если вдруг окажется, что мы чего-то не знаем, а он знает, то мы будем изучать математику и дальше, чтобы создать ему интересные условия. В этом смысле мы готовы взять каждого и дать человеку именно тот объем, который ему будет интересно и приятно усвоить без перегрузки.

На какой возраст рассчитаны игра и задачи?

Я бы сказал, что мы берем самый сложный возраст: примерно с пятого по восьмой класс стандартной школы, 10–14 лет, может, даже 11–13. Но это момент, когда у ребенка есть возможность самоопределиться, выбирать, чем он хочет заниматься. В одиннадцатом классе, если ты вдруг осознаешь, что все, чем ты занимался, тебе неприятно, то уже довольно поздно повернуть в другую сторону. Поэтому мы предоставляем детям в средней школе возможность заглянуть в мир математики и понять, насколько им там комфортно.

Если дети играли в БМИ первые два года, им имеет смысл что-то делать в этом году?

Как и в любом математическом образовании, можно взять десять тем, начать их изучать, потом пойти еще раз по этим же десяти темам, погружаться все глубже и глубже, как по спирали, уходя глубже и дальше. Поэтому, конечно, игроку, который решит погрузиться в мир нашей игры еще раз, может быть, придется в начале потратить немного времени, чтобы показать свои успехи, но дальше он встретит достойного соперника. Мы развиваем систему, которая позволит подбирать задачи игроку по силе, и даже те, кто уже играл в нашу игру, уже очень скоро встретятся с челленджем.

Спасибо большое, Арман! Пожелаем удачи вам и вашей команде!

И всем игрокам!