Денис Бояринов: «История и будущее хип-хопа: от Нью-Йорка до Уфы»
«Мой опыт общения и с детьми, и с подростками, в том числе в лагере «Марабу», показывает, что рэп и хип-хоп – это самый популярный жанр.»
Денис Бояринов
история современной музыки
Денис Бояринов приедет на две летние смены «Марабу» в Венгрии и прочитает курс лекций на тему «История и будущее хип-хопа: от Нью-Йорка до Уфы». Это большая тема — начать хотя бы с того, что хип-хоп возник в Нью-Йорке в 1979 году — поэтому мы решили расспросить Дениса, о чем же он будет рассказывать в своем курсе.
Да, тема действительно большая, поэтому мы сосредоточимся на нескольких аспектах. Начнем с истории, то есть с американского хип-хопа — так называемого классического. Вернемся в прошлый век, в Нью-Йорк и Калифорнию, выясним, почему и как возник хип-хоп и в чем его особенность. На мой взгляд, это уникальная музыкальная культура, зародившаяся буквально из ничего. А потом я бы хотел рассказать о знаковых для хип-хопа людях, потому что, когда говорят «хип-хоп» — что люди думают? Они представляют себе в основном каких-то брутальных афроамериканцев, может быть, кто-то вспоминает Эминема. Понятно, что хип-хоп, в основном, для людей — это американская культура.

Но на самом деле сегодня хип-хоп — это глобальная, универсальная вещь, объединяющая все страны. Мне кажется, что нет такой страны, где нет своего хип-хопа в том или ином виде. И очень интересно поговорить о том, почему локальное нью-йоркское явление вдруг так неожиданно распространилось по миру.

Почему вы вообще выбрали хип-хоп как тему?

Мой опыт общения и с детьми, и с подростками, в том числе в лагере «Марабу», показывает, что рэп и хип-хоп – это самый популярный жанр. И поскольку дети прекрасно себе представляют, что такое классический хип-хоп, я бы хотел показать им какие-то иные арт-виды хип-хопа: например, французский. И отдельное занятие будет посвящено, естественно, русскоязычному хип-хопу — прежде всего потому, что лагерь «Марабу» связан с русскоязычной культурой. А кроме того, этот тот жанр музыки, который, на мой взгляд, объединяет сегодня целые, поколения, и остается актуальным: современные хип-хоп-артисты не боятся говорить на сложные злободневные темы.

Про Оксимирона будете говорить?

Да, разумеется, Оксимирон — один из наиболее ярких российских рэп-исполнителей.

В культуру хип-хопа входит еще и танец, и граффити, и диджейские миксы.

Да, это то, что я расскажу на первом вводном занятии, это основы хип-хоп-культуры. Вообще, многие думают, что хип-хоп тождественен рэпу. На самом деле нет, рэп — это одна из составных частей, речитативная музыка. А так вообще хип-хоп-культура включает в себя не только танец и арт, но и отдельную манеру репрезентации этой музыки на сцене, что тоже важно. Хип-хоп инновационен не только по форме, он абсорбирует все новое, это универсально приспосабливающийся жанр, и поэтому он остается актуальным. То есть даже один из самых известных современных художников — Бэнкси — некоторым образом продукт хип-хоп-культуры, и об этом тоже интересно поговорить.