Что ждет детей в этом году на ваших лекциях?
Мои занятия в «Марабу» я стараюсь не называть лекциями или мастер-классами, хотя бы потому, что летом детям непросто сидеть на одном месте. То, что я делаю — это сочетание рассказов про искусство, живопись и фотографию с практическими занятиями. Я всегда привожу с собой чемодан всяких тряпочек, на занятиях мы его открываем и начинаем драпироваться в стиле Ренессанса, Древней Греции или Рима, и детям это очень нравится. А в процессе я учу их различать стили и эпохи, основываясь на деталях изображения.
Мы не повторяем картины, не копируем ракурсы или сюжеты — это не так интересно.
Импровизационный подход всегда интереснее, потому что ты придумываешь свою историю про героя — кто он, что он делает и почему именно так себя ведет. В прошлые годы мы старались представить, что ребята путешествуют во времени и оказываются в образе героев прошлого.
В этом году наша тема — «Злодеи и герои в живописи и фотографии». Что мы будем делать? Мы будем брать фотографии, картины и скульптуры разных эпох и стилей, и разбираться, что происходило в моменты их создания в истории. И будем помнить, что, когда мы видим злодея, мы основываемся на сведениях, доставленных нам историческими хрониками — кто-то что-то до нас об этом человеке писал. И узнаем, что одного и того же человека можно увидеть совершенно с разных сторон: злодея можно видеть как героя, героя можно видеть как террориста. И после этого мы будем делать собственные фотосессии, во время которых попытаемся показать все сложности и противоречия одного и того же человека и попробуем изобразить как героя, так и злодея.
Мы начнем с Древнего мира, посмотрим на мифологических героев Древней Греции и какие-то сюжеты оттуда позаимствуем, затем двинемся в Средние века, будет у нас и Возрождение, будет и пышный XIX век, а закончим мы сюрреализмом и какими-нибудь интересными такими фотографическими эффектами. Мне кажется, это интересная тема и у нас будет почва для разных фото-импровизаций.
Если говорить о портретах, начиная с XVIII века, то чаще всего мы видим государственных деятелей на парадном портрете.
Да, но при этом художники очень часто, даже делая портреты на заказ, все равно не могли скрыть своего отношения к человеку и пытались при помощи деталей, композиции, цветовых решений показать, что за человек перед ними — иногда это было очень ясно. А если художник писал уже не заказной портрет, а собственные впечатления и отношение — тут он уже давал себе волю. И мы будем сравнивать парадные портреты и прочие, в том числе — одного человека.
Есть ли у вас какие-то любимые портреты знаменитых злодеев, которые вы будете показывать в «Марабу»?
Есть герои древности, например, Калигула или Нерон, которые в нашем понимании всегда считались злодеями. Мы будем на них смотреть, но говорить будем о том, какие существуют трактовки, кто их описывал, какие мифы были созданы в отношении этих людей, и насколько мы этими мифами сегодня кормимся. И что мне хотелось бы донести — что в наше время очень важно умение разбираться, что и почему написано о человек в историческом контексте — потому что, если научиться читать таким образом историческую литературу, то и современность можно увидеть лучше.
Вы ездите в «Марабу» не первый год — что вам особенно нравится в нашем умном лагере?
Мне нравится, какие здесь активные, раскрепощенные, продвинутые и интересные ребята, как много они знают. Когда мы начинаем снимать, они всегда участвуют в процессе и привносят свой опыт и идеи в мастер-классы и съемки. И если вначале многие стесняются и чувствуют себя скованно перед камерой, то в процессе переодевания и перевоплощения начинают чувствовать себя актерами и раскрываются совершенно замечательно! И вот этот момент, когда дети открывают в себе что-то новое, для меня всегда удивительный, неожиданный и очень дорогой.