Курс будет про оперу, причем про оперу XX века. Я подумала, что интересно будет говорить не про классические названия, а про те работы, шанс услышать которые у детей чуть меньше. Я прекрасно понимаю, что не стоит исходить из того, что дети прекрасно знают «самоочевидные» партитуры вроде Чайковского или Верди, но пару лет назад в «Марабу» у нас уже был курс про оперу, а повторяться неинтересно (я вообще, кажется, ни разу не повторилась за все время, что езжу в «Марабу»). В прошлый раз мы брали одну оперу — как раз из числа самых-самых репертуарных — и сопоставляли две-три постановки. Тогда дети смотрели кусочки спектаклей, голосовали за самый крутой, по их мнению, и старались это мнение обосновать.
В этом году я предлагаю сделать по-другому. Поскольку в ХХ веке музыкальный материал разнообразнее, а сюжеты — порой мощнее и парадоксальнее, наш подход будет более классическим, музлитературным. Для каждого урока мы возьмем одну оперу, посмотрим фрагменты одной интересной ее постановки и будем обсуждать, как работает этот сюжет и кто для нас эти герои, какие они, что чувствуют и почему совершают такие поступки, а главное — как музыка нам сообщает про все это и что мы чувствуем, когда ее слышим. Я хорошо понимаю тех слушателей, которым музыка прошлого столетия кажется «современной» и «трудной»; хотя в строгом смысле говорить так по истечении почти четверти нового века уже, пожалуй, неверно. Любая музыка трудная; я исхожу из предположения, подкрепленного каким-то опытом преподавания детям, что у них не сформированы представления о «золотой классике», и именно поэтому им бывает неожиданно легко и интересно слушать музыку, которая у более взрослого слушателя может вызвать сложности восприятия.
В курсе будет много разных сюжетов: фарс и хоррор, триллер и трагикомическая сказка, будет о чем порассуждать с точки зрения добра и зла, сложных мотивов героев и их неоднозначных портретов. Мы начнем с оперы «Саломея» Рихарда Штрауса, это почти экспрессионистская партитура первых лет ХХ века. Роскошь, экзотика и море крови, что всегда приводит средних школьников в восторг — как вы помните, там фигурирует отрезанная голова, а что может быть привлекательнее. Если серьезно, то «Саломея» дает возможность для дискуссии о любви и жестокости, а в первую очередь — о музыке: она там довольно трудная, но совершенно не воспринимается как таковая из-за увлекательности сюжета. Потом будет классика экспрессионизма — опера Альбана Берга «Воццек», пронзительная история про маленького человека в любовном треугольнике, про горечь и печаль этой жизни. Потом поговорим про безумно смешную оперу Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Как вы, может быть, помните, там, напротив, никакого психологизма — это совершенно иллюзорный и мнимый, чудесно абсурдный мир, чистая комедия. Следующей послушаем еще одну русскую партитуру, вроде бы тоже комедию, но совершенно другую — оперу Игоря Стравинского и Уистена Хью Одена «Похождения повесы». Наивный деревенский простак там совершает один неправильный жизненный выбор за другим, оказываясь за карточным столом с самим дьяволом и сходя с ума… или нет? Еще будет моя самая любимая опера прошлого столетия — гениальный «Поворот винта» Бенджамина Бриттена. Если «Саломея» — это хоррор, то тут — триллер, история про детей, одержимых призраками. Ну и закончим еще одним сочинением, но я про него пока не расскажу; оставлю что-то вроде джокера на случай того, что по ходу курса мне захочется сымпровизировать и внести в него изменения. Пускай будет сюрприз.
Очень надеюсь, что у нас получится живой, азартный, серьезный разговор. Многие взрослые (я была в их числе, когда была младше) считают оперу территорией вампучных страстей, искусственности и условности. Это отчасти правда, но в основном — нет, и особенно это «нет» заметно в оперной литературе прошлого века. Было бы здорово, если бы для кого-то из юных слушателей наши разговоры стали началом романа с музыкальным театром; обычно такие привязанности — на всю жизнь, опера уже не отпускает тех, кто один раз вошел в эту секту.