Почему вы занялись философией?
Когда-то после школы я поступила на престижную специальность в престижный университет, но сделала это не совсем по своей воле, а, условно говоря, под давлением родителей. Мне в университете очень не понравилось, и поэтому начался большой и долгий путь: сначала я ушла из вуза, потом год работала, а потом я столкнулась с ощущением того, что мне интересно очень много всего разного и что единственное направление, куда я с этим могу пойти — философия.
С тех пор я очень нежно люблю философию, для меня это живая вещь. Она не только в книжках, но и в жизни везде. Я к ней отношусь эмоционально и искренне. И именно поэтому претендую на то, что рассказываю о ней достаточно интересно.
А правильно ли я понимаю, что вы философию преподаете в школе? Это как-то факультативно происходит?
Нет, в школе я учитель обществознания и преподаю философию совсем чуть-чуть. Как блок из нескольких тем в рамках большой дисциплины. Но я постоянно читаю лекции про философию для взрослых.
Сильно вообще отличается преподавание детям и взрослым именно философии?
Да, конечно, тут есть большая разница. Дети схватывают все намного лучше. Особенно маленькие. Ну, маленькими я называю пяти-шестиклассников.
Летом вы читали лекцию в лагере «Марабу» в Венгрии. Это была незапланированная лекция. Расскажите, как так получилось?
Вообще я поехала ассистировать Петру Мазаеву. Но все так совпало, что тема была «Древняя Греция», и для меня, в плане философии, она очень важная. Обсуждая программу, посмотрев на детей, познакомившись с ними, мы поняли, что не затронуть философию в рамках этой программы и вообще не поговорить о ней хоть сколько-нибудь невозможно. Поэтому я взяла этот блок на себя, хотя в принципе подразумевала скорее ассистирование и ехала туда больше помогать, а не солировать.
Осенью вы будете преподавать философию на смене, тема которой — «Эпоха Просвещения». Как в рамках этой темы пересекается ваша дисциплина со смежными — историей, литературой, искусствознанием?
Философия — это такая область, которая может существовать и в отрыве от всего, и в соединении с чем угодно. Потому что она действительно достаточно универсальна. Я бы не стала, если честно, говорить об особенной внутренней связи философии и истории. Ее, в общем-то, нет. Точно такая же сильная связь у философии с искусством или литературой. А в нашей культуре, наверное, философия и литература связаны и вовсе больше, чем философия и история.
А в рамках программы «Марабу» дисциплины будут пересекаться, взаимодействовать? Или вы и другие преподаватели будете читать отдельные курсы, просто на одну и ту же тему?
Безусловно, курс каждого из нас — элементы одной большой картины, которую мы постараемся нарисовать. То есть будем показывать, как разные детали времени складываются в одно большое представление об эпохе и вырисовывается какая-то общая картинка.
Философия — довольно сложная дисциплина. Как вы будете увлекать детей 10–14 лет? Будет какой-то интерактив?
Если честно, мне кажется, что все эти разговоры про сложность разных дисциплин — разговоры в пользу бедных. Я убеждена в том, что если ты правда хорошо разбираешься в предмете — ты можешь его объяснить любому очень просто. А если тебе сложно найти слова, чтобы объяснить это ребенку, значит, у тебя проблемы с пониманием того, о чем ты говоришь.
Мой опыт работы в «Марабу» подсказал мне, что ребята готовы воспринимать достаточно высокоуровневые вещи, и по этому поводу у меня вообще нет никаких опасений. С учетом того, что я много работаю с детьми и знаю, как нужно материал адаптировать, это несложно. К тому же, как мне кажется, моя сильная сторона, в плане разговора о философии, заключается в том, что для меня это очень жизненная дисциплина, и поэтому всегда, говоря о философии, я говорю, отсылая к собственному социальному опыту, своим взаимодействиям, своим ценностям. Это не абстрактные вещи.
То есть вы будете приводить какие-то примеры из жизни, чтобы нагляднее объяснить?
Да, конечно. Тем более когда мы говорим про эпоху Просвещения, это совсем просто, потому что по очень многим признакам мы в эпохе Просвещения живем сейчас. Некоторые словечки, которые мы употребляем, некоторые наши предпосылки в мышлении — они заложены именно тем временем. Поэтому невозможно будет не зайти с этого момента, с того, что мы до сих пор там варимся и продолжаем существовать, и будет интересно это обнаружить в себе.
А какой-то маленький пример можете привести? Такого вот пересечения времен.
Например, именно эпоха Просвещения укоренила в нашем сознании представление о том, что через распространение образования можно распространить какую-то счастливую жизнь. И идея ценности образования не самого по себе, а того, что образование конвертируется в счастье, в благополучие, в успешность и т. д. — это идея эпохи Просвещения. Она кажется нам совсем очевидной, но она не была таковой всегда. Именно то время нам ее и подарило.
Второй пример — весь наш политический дискурс, который сейчас, слава богу, потихонечку начинает меняться и реформироваться, но разделение на правых и левых, идеи об общественном договоре, о том, что такое государство, — все это тоже было заложено в эпоху Просвещения. Мы, тем временем, до сих пор с этими словами и понятиями живем.