Меню
Сергей Кузнецов: «Звездные войны» и все-все-все
Как один фильм изменил историю кинематографа
Сергей Кузнецов
Писатель, основатель проекта «Марабу»
Каждая программа «Марабу» уникальна. Мы всякий раз придумываем что-то новое. Конечно, у нас есть постоянный список лекторов, которых мы зовем на многие программы, но поскольку темы всегда разные, то и курсы практически никогда не повторяются.
Но есть лекции, которые так и хочется прочитать всем, кто их еще не слышал. Мы объявили открытой запись на «Марабу в Америке» (https://bit.ly/2KrwZhW) и уже сейчас видим, что у нас будет много новых ребят.
Когда-то давно в летнем «Марабу» в Европе основатель проекта Сергей Кузнецов уже читал курс про «Звездные войны». Послушать пришли даже преподаватели. Все остались под большим впечатлением. И вот на смене в США, которая пройдет с 10 по 23 июля, Сергей решил вернуться к этой увлекательной теме.
В этом году участников ждет разнообразная программа. Будут лекции по литературе, астрономии, много занятий математикой... Вы решили дополнить этот список кино.

Не просто кино, а «Звездными войнами»! Просто за кино я бы не брался! Дело в том, что еще в те годы, когда я был кинокритиком, мне неоднократно предлагали организовать детский кинолекторий, и я каждый раз впадал в ступор — что тут вообще можно сделать? Ну, возьмешь ты современных детей, покажешь им какой-нибудь «Кабинет доктора Калигари» или «Метрополис» — они потом вообще никогда в жизни кино смотреть не будут. Но и говорить с детьми о том, что кино не вчера началось, что ему сто с лишним лет, хочется. И вот я вспомнил, что у нас есть «Звездные войны»: во-первых, их все видели, а во-вторых, про эти фильмы интересно разговаривать. То есть у меня такой курс о месте «Звездных войн» среди других фильмов — а, например, вовсе не о том, кто там на какой планете водится и кто кому приходится родственником.

Что именно войдет в этот курс?

Для начала мы поговорим об источниках вдохновения Джорджа Лукаса. Их было несколько. Прежде всего — фильм Акиры Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости». Какие-то фрагменты из него можно будет детям показать, и это будет хорошим поводом поговорить о существующей в американском и европейском кино традиции делать ремейки фильмов Куросавы (тут и «Великолепная семерка», придуманная Юлом Бриннером, кстати, выходцем с русского Дальнего Востока, и несколько версий «Телохранителя», в том числе версия Сержио Леоне).

В то же время «Звездные войны» наследуют и американской классике. Если мы возьмем любого американца поколения Джорджа Лукаса и покажем ему большого железного человека, рядом с которым идет маленький круглый, то он, конечно же, скажет, что это персонажи книги и, главное, фильма «Волшебник из страны Оз», которых в русской традиции зовут Страшила и Железный Дровосек. Естественно, Лукас совершенно сознательно заимствовал эти узнаваемые образы. Кроме того, он ориентировался на все те фантастические сериалы и комиксы, которые смотрел мальчиком, на популярный во времена его детства жанр космической оперы.

Отдельно надо поговорить и многочисленных пародиях на «Звездные войны». Обязательно покажу детям ужасно смешной фрагмент из фильма Люка Бессона про минипутов, где рассказывается история про то, как Лукас придумал Дарта Вейдера.

Вторая часть курса будет посвящена всем этим бесконечным поворотам сюжета, когда Лея оказывается сестрой Люка, Дарт Вейдер оказывается отцом Люка и в конце, перешагнув через себя, снова становится хорошим. Почему именно такой сюжет был важен для всего того поколения, которое смотрело «Звездные войны» в восьмидесятые? Потому что это было первое поколение американских детей, родители которых начали массово разводиться. Так что сложные взаимоотношения с отцом были для них очень знакомы и понятны.

Это ваше предположение?

Нет, это реальный исторический факт, о котором не раз писали, и это очень интересная тема для обсуждения.
Кроме того, мы поговорим и о том, как «Звездные войны» навсегда изменили ландшафт американского кино, развернув Голливуд лицом к подросткам, и о том, почему Лукас снял первый, второй и третий эпизод именно тогда и так, как он их снял, — и почему поклонники классической трилогии встретили их довольно сдержанно. И в конце мы подойдем к седьмому эпизоду, который снят, как осознанный ремейк четвертого, будто первого, второго и третьего не существует.

Вы будете говорить только про классическую трилогию Лукаса?

Конечно, нет. Я буду рассказывать и о трех других эпизодах, которые тоже снял Лукас (в том числе, коснусь вопроса о том, в каком порядке их нужно или можно смотреть — кстати, ответов тут больше, чем кажется) и о седьмом-девятом эпизодах, конечно, тоже буду говорить. И, разумеется, о том, как менялось кино после первой трилогии, почему вторая трилогия — такая, как она есть, а третья трилогия — вообще другая.
О чем я не буду говорить всерьез, так это это обо всех ответвлениях основной сюжетной линии: ни про юность Хана Соло, ни про «Изгоя», ни про «Мандалорца». То есть, я, конечно, упомяну их, прежде всего, когда мы будем обсуждать вопросы жанровых влияний на «Звездные войны». Понятно, что классическая трилогия ходит рядом с вестерном — там есть прямые цитаты из Сержио Леоне, как известно — ну, а «Мандалорец» уже открыто играет на этой территории.

У вселенной Лукаса ведь много и взрослых поклонников. Почему вы решили сделать этот курс именно для детей?

История про «Звездные войны» — это красивая игра ума. Она расширяет кругозор (что очень важно для детей), но к реальной жизни ее довольно сложно приложить. Да и вообще мне кажется, что взрослые считают, что они и так все про любое кино понимают, а про «Звездные войны» тем более — а вот дети готовы слушать про Куросаву и Люка Бессона, не задавая вопросов типа «А зачем мне это надо?», потому что детям это просто интересно.