На моем курсе мы будем говорить о ценностях в первую очередь в разрезе социальной и политической истории. Что это значит? Мы обсудим, каким образом человеческие сообщества вообще формируют свои ценности: что это за категория такая, откуда она взялась, как с ней работают социологи и политологи, и как с ней работают историки – что мы в целом определяем как ценности? И здесь мы будем также говорить о том, как отличаются демонстративные ценности — то есть те, что провозглашаются, и другие — которым реально следуют. Каким образом антропологи выясняют, какие же у людей реальные ценности, и как мы можем узнать о ценностях тех, кто уже умер, чьи голоса уже не слышны, но от которых остались тексты. Как мы можем в принципе с этим работать и выяснять вопрос о том, что такое ценность?
Конечно, в этом разрезе мы будем много говорить о средневековом мире, и не только о нем; о религии как институте формирования ценности, и о том, как они преломляются в разных сообществах. И делать мы это будем на примере не только христианства, ислама и азиатских религий.
И обязательно мы посмотрим, как ценности умирают, как происходит обесценивание, с чем это связано, с какими социальными, политическими и экономическими процессами. Разберемся, кто, собственно, является актором формирования тех или иных ценностей, в частности в государственной политике и, конечно же, в социуме? Может ли, например, быть такая ситуация, что государство стремится сформировать один набор ценностей, при этом общество живет с другим набором, формально и молча как бы признавая заявленные государственные ценности, но при этом руководствуясь совершенно другими вещами.
Мы обсудим, как происходит «валоризация» — наделение ценностью разных объектов. И будем говорить в том числе об искусстве, взглянем на предмет через концепции Бориса Гройса и попробуем понять, как возможно наделить понятия дополнительной ценностной нагрузкой и, соответственно, дополнительным смыслом — с примерами, как это происходит и происходило в истории человечества.
И, в итоге, важным для нас вопросом будет: а что мы знаем о нас, современных людях, как мы можем определить нашу ценностную парадигму, наш ценностный ряд? И как мы можем с этим работать? Думаю, мы также обязательно выйдем на вопрос о том, что такое категория предельного смысла. В рамках этих занятий мы, конечно, будем не только говорить и осваивать наш этимологический аппарат — мы будем учиться писать, читать, спорить о ценностях, искать информацию, обрабатывать ее, рассуждать вслух об отвлеченных вещах, опираясь на факты, и жестко доказывать свою позицию — для подростков все эти навыки крайне важны.