+7 985 214 68 62
 
Анна Мичурина: «Древний Рим через призму великих личностей и великих памятников»
«Сегодня вопрос о том, зачем империи воюют, снова стал очень актуальным, и поэтому я бы поговорила про географию завоеваний Рима, от северной Африки до Европы, про походы Юлия Цезаря в Галлию, про его «Записки о Галльской войне» как отличный пропагандистский документ эпохи, про попытки завоевания Германии — то есть одним из ключевых героев нашего курса станет Юлий Цезарь и его войны»
Анна Мичурина
историк
Анна Мичурина — преподаватель итальянского языка, истории и культуры Италии и Итальянском институте культуры в Москве — приедет на детскую смену «Марабу» в США 9–22 июля и прочитает курс лекций «Древний Рим через призму великих личностей и великих памятников». Мы поговорили с Анной о людях, которые будут играть главные роли в ее историях.
Как будет строиться ваш курс, и о каких людях пойдет речь?

Я хотела бы начать курс с самых азов — с легенды об основании Рима, вписать латинскую цивилизацию в контекст античных цивилизаций, протянуть мостик от Гомера и Трои к Риму через Вергилия и странствия Энея. 

Наша основная тема — Древний Рим, его политическая история и ее отражение в архитектуре и облике города, в общественных институциях и процедурах. Что имеется в виду? Мы посмотрим, как была устроена система управления в республиканском Риме, что такое сенат, система консулов, как работал принцип сменяемости власти и почему эта система из условно демократической переходит в диктаторскую, как она трансформируется. 

Сегодня вопрос о том, зачем империи воюют, снова стал очень актуальным, и поэтому я бы поговорила про географию завоеваний Рима, от северной Африки до Европы, про походы Юлия Цезаря в Галлию, про его «Записки о Галльской войне» как отличный пропагандистский документ эпохи, про попытки завоевания Германии — то есть одним из ключевых героев нашего курса станет Юлий Цезарь и его войны. 
А еще у нас есть Клеопатра, история ее взаимоотношений с Цезарем и все легенды, которые вокруг этого имеют место быть. Обсудим, кто она — Клеопатра, каков ее статус, кто такие Птолемеи в Египте в этот момент, какое они отношение имеют к фараонским династиям Древнего и Среднего царств и что вообще происходит в этот момент в Египте с точки зрения исторической картинки. И, говоря о ней, было бы несправедливо умолчать о ее истории с Марком Антонием — это, похоже, редкая история счастливой и разделенной любви, хоть и с печальным концом. 

А потом перейдем к убийству Цезаря, попытаемся понять Марка Юния Брута, обсудим, имели ли заговорщики право убивать Цезаря или не имели — потому что мотивом к убийству стало именно презрение к демократическим институтам, и, например, «Мартовские иды» Торнтона Уайлдера — они все об этом.

И как это событие повлияло на империю в итоге?

Фактически это и стало началом становления империи, потому что в результате всех событий пришел к власти Октавиан Август, который провозгласил себя сначала принцепсом — первым среди равных, а затем императором.

Говоря о республике и империи, мне важно дать подробное описание римского форума как центра политической жизни города — с курией, где размещался сенат, храмом Весты и храмом Сатурна, с via Sacra — священной дорогой, по которой входили на форум триумфальные шествия, храмом Юпитера, который находился на Капитолийском холме. 

Рядом расположены Колизей, колонны Траяна и Марка Аврелия, триумфальные арки — это памятники эпохи империи, про них я бы говорила в контексте утверждения государственных институтов и прославления римской мощи и оружия, а также в контексте социального развития.

Еще нам может быть интересен Марк Аврелий, а если говорить об архитектуре с ее общественно-социальным значением, нельзя не упомянуть Веспасиана и Тита, строительство Колизея. И здесь же очень интересная тема — вообще функция массовых зрелищ и все, что касается института гладиаторов, гладиаторских школ. 

Колизей — это ведь та вещь, которая масштабировалась на территории Римской империи, и эти сооружения сегодня можно увидеть в самых разных странах? 

Конечно. Колизей — это институция. Самый большой Колизей, помимо Рима, можно увидеть в Хорватии (в Пуле), но мы его встретим и на юге Франции (в Арле), и в Италии (в Вероне), и много где еще. Тут интересно сравнить функцию Колизея как места для зрелищ с греческим амфитеатром — и увидеть, что функция театра внутри полиса как института, где происходит диалог общества с самим собой, в римских колизеях уже утрачен. Римляне — уже более варварское общество, и люди там жаждут крови, зрелищ примитивных, грубых.

Можно ли говорить, что чем больше империя и чем более активно она расширяется, тем приземленнее и грубее становятся интересы людей, ее населяющих? С развитием мощи утрачивается утонченность? 

В Римской империи, конечно, существовало деление на патрициев и плебеев, на граждан и неграждан, и это деление — тоже очень важный элемент для понимания, как функционировала структура римского общества. И, конечно, была прослойка очень образованных, культурных, читающих и размышляющих римлян. Причем само их предназначение — а благородный римский патриций должен заниматься чем-то утонченным, интеллектуальным — зафиксировалось в языке парадоксальным образом. Мы все знаем слово «негоциант» как «торговец», человек, который посвящает свою жизнь коммерческой деятельности, мы знаем negotiations как переговоры, поиск согласия. На самом же деле первая часть этого слова «нег», «негативный» — отрицание, а вторая часть — от латинского otium, «досуг, безделье», но досуг интеллектуальный, посвященный рефлексии и духу, в противовес суете городской жизни, в которой патриций отдавал много времени отношениям с клиентами и прочим практическим занятиям. 

Кроме этого, я бы поговорила еще о религии, что представляет собой римский пантеон, и для иллюстрации у нас есть фантастический римский Пантеон, построенный Агриппой, абсолютно уникальный памятник. 

Из других фигур я бы предложила Константина (к которому я не испытываю никаких симпатий) — это был зверский зверь, своих же коллег и соратников рубил, предавал, делал с ними, что хотел. Но благодаря Константину империя приняла христианство, монотеизм, как общую религию для всех. То есть после всего пантеона, бесконечного выбора, который был у римлян — вот Минерва, вот Юпитер, вот Венера, вот Двуликий Янус, а если предпочитаете египтян — то вот, пожалуйста, Осирис, Исида и Анубис, — этот сложный политеизм сменила монотеистическая религия с огромным количеством ограничений, и это имело серьезнейшие последствия.
Заявка
Стоимость программы - USD 3700
Даты смен*
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности