Ян, давай начнем с того, почему вообще мы решили сделать эту игру?
Потому что школьный курс математики ограничен в темах и методах. Это естественно — школьная программа ориентирована в первую очередь на обычную математическую грамотность. Мы же считаем, что самое главное, чему должна учить математика — это работать с идеями, и в этом смысле существует множество самых разных удивительных задач, которые дети не решают в школе. И мы решили, что было бы чудесно, если бы дети познакомились с такими задачами и чтобы им было немножко веселее, а заодно они бы занимались математикой. А раз они дети, то мы придумали игровую форму.
А какие подобные игры существуют вообще?
Ну, подобных нашей я не встречал. Как правило, математические игры устроены по принципу аркады: ты решаешь однообразные задачи и набираешь очки, за которые получаешь новую виртуальную наклейку, бантик или зайку. В нашем случае решение задач являются частью сюжета игры. Вообще, начнем с того, что у нас есть большой сквозной сюжет. Во-вторых, наша игра не требует ежедневного участия: у ребенка будет возможность подумать дня три и только потом — как в шахматах — сделать ход. В-третьих, мы специально рассчитали время, которое ребенок в возрасте 11–13 лет может тратить на такую игру — это не будет требовать от него десяти и даже пяти часов в неделю. Мне кажется, в среднем достаточно двух часов, при этом полтора из них будут потрачены на решение интересных задач, а полчаса — на применение своего удивительного знания в нашем странном мире. Мы постарались, ориентируясь на традицию киберпанка, придумать довольно увлекательный мир: с искусственным интеллектом, внутренним противостоянием, обрывками информации и т. д.
А почему нет других таких игр, как наша? Например, обсуждая, почему математическая школа в России оказалась такой сильной, мы можем сказать: «Потому что было некоторое количество уникальных методов, которых не было в других странах. Потому что в СССР большое количество мест, где интеллектуально человек мог себя проявлять, были недоступны, поэтому люди шли в математику». А почему никому не пришло в голову развить русскую традицию преподавания математики с константиновскими листочками и использовать идею, что решая одну задачу и получая ответ, мы используем этот ответ как отмычку к следующему этапу? То есть такой квест с шифром — и это криптография, и тоже история про математику. Ты не просто решаешь головоломку и получаешь медальку, а переходишь на следующий уровень.
Если честно, то, придумывая игру, мы шли не от вопроса «Чего никто не делал до нас?». Мы думали: что мы хотим сделать? Что нам интересно сделать? Когда мы провели математическую игру в прошлом году, я понял, что мне в ней понравилось, а что нет. И тогда мы стали придумывать дальше, что еще можно интересно сделать. Для меня главное, чтобы была гармония, чтобы задачи были естественно связаны с сюжетом игры, чтобы игра не была прилеплена к задачам механически: сложил две дроби — получи новый шлем. И, конечно, чтобы не было так, как в геймифицированном на мотив условного Warcraft’a каком-нибудь курсе, когда на камне написано: «Сложи два плюс два, и после этого ты сможешь выпить кровь из этого вампира». И при этом, чтобы человек, который хочет что-то читать, связанное с математикой, хочет изучать математику, мог бы все это найти внутри игры. Это реально важно, потому что не понятно, куда обратиться: миллион сайтов, миллион видео на YouTube… А здесь мы можем себе позволить, удерживая внимание за счет игры, создать ребенку небольшой курс
очень интересной математики.
А чем отличается новая игра от той, что мы делали в прошлом году?
Ну, в этот раз у нас более интересный интерфейс, в котором можно что-то делать несколько раз в день. Человек может придумать себе какую-то тактику, что-то выяснить, что-то добыть… Кроме того, самое главное, в этом году у нас удивительно интересная детективная история, которая будет держать в напряжении по крайней мере первую половину абсолютно точно.
А если на игру попадет ребенок, который такие (или похожие) задачи уже решал в математическом кружке, на дополнительных занятиях?
Мы будем очень рады, потому что это все-таки игра, и исход ее определяется не только количеством решенных задач, а еще и выбранной тактикой, большим количеством игровых действий, которые не связаны с умением решать задачи, но которые тем не менее требуют абстрактного мышления и сосредоточенности, способности продумать свою стратегию. Во-вторых — и это, кстати, очень важно, — уровень сложности наших задач постепенно адаптируется под уровень играющего. У нас же еще есть и встречи с живыми преподавателями — онлайн-встречи, конечно, но, в отличие от того, что делают в обычных играх, это не видео, не бот, а живой человек — я, Рома или кто-то еще из наших коллег. И мы тоже часть сюжета, не буду рассказывать, какая именно. Короче, мы не планируем оставлять ребенка один на один с куском кода — раз в месяц мы будем встречаться с детьми, отвечать на их вопросы, смотреть, как их успехи и т. д.
Мы говорим, что это игра для детей от 11 до 13 лет, а могут в ней участвовать те, кто старше или младше? Ведь математика напрямую не связана со школьной программой.
Наверное, допустимо участие заинтересованных десятилеток, потому что мы не собираемся использовать какие-то реально сложные понятия и, безусловно, наполним игру учебными материалами, включая видео, которые будут растолковывать все понятия. Раньше десяти, наверное, будет совсем сложно — ну, например, дети младше десяти, как правило, не умеют складывать дроби. Но детям старше 14-ти, наверное, все-таки лучше поискать что-то другое. Просто потому, что им уже интересны другого типа вопросы, другого типа абстракции. Но если кто-то хочет в 30 лет поиграть — да мы только рады!