Тамара, вы едете в «Марабу» уже во второй раз, но тогда мы не успели с вами познакомиться; расскажите, пожалуйста, о себе. Где вы учились, чем занимались?
Я окончила художественную школу, затем — МГУ, искусствоведческое отделение исторического факультета. У меня есть диплом учителя рисования, то есть я умею рисовать, создавать «предметы». При этом я хорошо знаю, что делали художники на протяжении многих веков, из чего и как складывалась та самая история искусства. А еще я работаю как арт-дилер и арт-консультант: знаю рынок и хорошо понимаю, как работает модель «искусство + экономика». Такая вот у меня разносторонняя экспертиза.
Мы знаем о том, что у вас также была собственная галерея…
Да, у меня был вполне успешный галерейный проект, который длился в общей сложности четыре года: сначала «Галерея Здесь» на Пречистенке, потом на Спиридоновке, рядом с особняком Рябушинского — уже под именем «Галерея Тамары Веховой». Это было мое физическое пространство, где я сделала более двадцати выставок, мы принимали участие в антикварных салонах и выставлялись на ярмарке Cosmoscow в Гостином дворе.
Это очень интересно — создать свою галерею с нуля, придумать, чем она будет отличаться от других галерей, какие выставки ты будешь делать, что у тебя будет за стратегия и программа. Ну а самое сложное и важное для галериста — это найти своих художников и «вырастить» своих клиентов — коллекционеров…
Но вам пришлось свернуть галерейную деятельность ради другого, не менее важного и значимого проекта.
Меня позвали в амбициозный проект — режиссер Антон Желнов при поддержке музея «Гараж» начал снимать фильм об Илье и Эмилии Кабаковых, «Бедные люди. Кабаковы». И пригласил меня на роль арт-консультанта. Это было непростое решение: съемки вместе с архивной работой занимали все время. Мне пришлось выбирать — или-или, и я выбрала кино. Я закрыла галерею (отказалась от физической площадки) и с головой ушла в съемки фильма: собирала архивные материалы, выискивала в Красногорском киноархиве кадры о художественной жизни андеграундной Москвы, изучала архивы «Гаража», летала в Америку и работала с личными архивами Ильи и Эмилии Кабаковых у них дома на Лонг-Айленде. А потом мы снимали выставку «В будущее возьмут не всех» в Эрмитаже — весь процесс, от начала монтажа до открытия. Это было невероятно интересное погружение в жизнь и творчество самого известного и дорогого современного русского художника. Конечно же, этот проект очень многое мне дал в понимании неочевидных всяких принципов и механизмов существования современного искусства. Как смог этот русский художник войти в пантеон наиболее известных и дорогих художников мирового уровня? Что нужно, чтобы тебя приняли и полюбили на Западе? Я много думала об этом и буду рада поделиться с детьми ответами на эти вопросы во время этой летней смены в «Марабу».
А сейчас чем вы занимаетесь?
Я делаю проект в Третьяковке в качестве куратора. Я придумала выставку, написала заявку, и мне дали счастливую возможность сделать ее в рамках официальной программы музея. Сейчас я с моей командой вовсю занимаюсь подготовкой: архитектура, каталог, параллельная программа; выставка пройдет с применением инновационных IT-технологий, мы затеяли действительно необычный и сложный проект. Он разросся самым неожиданным образом — вторая часть этого моего проекта откроется на площадке театра МХАТ, там мы делаем историю с театральными перформансами и разнообразной мультимедийной программой. Такое вот погружение в русскую культуру, но с помощью новейших практик. Обе выставки откроются уже этой осенью.
А как вообще вы после классического образования пришли именно к современному искусству? Чем оно привлекло вас?
Диплом я писала по русскому модерну. Но вот что интересно: чем больше изучаешь искусство, чем глубже погружаешься в него, тем четче понимаешь, что история искусства — это не столько ряд разнообразных предметов или же история их создания, сколько история вариантов поведения человека в пространстве и времени. В некотором смысле искусство — это код, ответная реакция человека на эпоху и географию. Через изучение истории искусства можно многое понять о человеке: принципах его поведения, ответных реакциях и способах формирования новой реальности.
Сначала со мной случились Кабаковы, потом я сделала свою образовательную программу в рамках Венецианского биеннале. Мне очень интересно, как современные художники отражают нашу реальность, о чем они говорят в своих работах, как видят будущее. Умение выстраивать диалог с произведениями современных художников, да и вообще свободная навигация в мире искусства дает большие преимущества и помогает более уверенно и комфортно ощущать себя в нашем турбулентном сегодня.
А каким образом курс о современном искусстве интегрируется в смену «Науки о человеке»? Что именно мы можем узнать о человеке благодаря современному искусству?
Искусство — это зеркало общества. Современное искусство не только отражает текущие утопии, проблемы и дискурсы, но и учит, что у каждой ситуации есть огромное количество решений. Занятия современным искусством — это прекрасный тренинг на креативность, анализ текущей ситуации, гибкость и вариативность. Именно эти качества, как мне кажется, нужны в первую очередь детям в нашем стремительно меняющемся мире.
Я хочу дать детям не просто дополнительные знания по истории искусства, но ключ к пониманию процесса: как важно уметь синтезировать опыт предыдущих поколений и находиться с ними в диалоге; что это такое — быть современным художником/куратором/коллекционером; как работает арт-рынок; как, выбрав одно из этих направлений, стать успешным, замеченным и услышанным.
Когда мы вспоминаем прошлые века, что мы изучаем? Великие географические открытия, трансформацию социального строя, то, как появилась медицина, откуда пришло понимание, как устроен космос, — то есть открытия, принципиально изменившие горизонт человека на микро- и макроуровне. И, конечно же, искусство той или иной эпохи. Когда приезжаем в новую страну или город, мы идем в музей — так же, как прежде люди шли в местный храм поклониться местным святыням. Искусство — это прямое доказательство способности человека создавать свою, авторскую параллельную реальность, которая материальна наравне с миром «нерукотворным», которая остается в истории как прямой контекст и репрезентация того или иного государства/эпохи. Искусство — это безусловная ценность в эпоху ценностей по большей части условных.
Расскажите, пожалуйста, об арт-проекте, который вы будете делать с участниками!
Это будет мультидисциплинарная практика. После того как мы разберемся с тем, что такое современный художник/куратор, что значит сделать художественный проект, дети выберут свои темы. Затем мы проведем исследование — что было в искусстве до нас на эту тему важного сказано и сделано и как дети могут интегрировать в свои работы этот прошлый опыт. Ну а дальше ребята сделают свой собственный арт-проект — соло или групповой, спродюсируют его и превратят в продукт, который будет интересен зрителю, который можно будет «продать».