Где сейчас учат истории и теории моды?
Есть несколько программ, но систематического, большого образования по этому вопросу нет, да и быть не может, потому что отсутствует такой запрос. Есть курс истории и теории моды в МГУ, который много лет назад создал Александр Васильев, но туда приходят, скорее, на имя Васильева, и это такое, более игровое обучение. Также есть профессиональные программы в рамках магистратуры и аспирантуры в Высшей школе экономики, которые ведет главный редактор журнала «Теория моды» Людмила Алябьева. Это очень глубокие, академические, очень ценные программы, которые тяжело проецировать на реальную жизнь. Еще существуют всяческие курсы в рамках обучения стилистов или в рамках больших fashion-курсов. Я читаю такой курс в Вышке. Это тоже такие, что ли, веселые модули, на которых изучается история моды.
То есть, по сути, существует два направления: академическое, которое крутится вокруг журнала «Теория моды», и в большей степени развлекательное, массовое и понятное, которое исходит либо от Александра Васильева, либо от меня.
А как вы этому учились?
Я не получал специального образования по истории и теории моды именно потому, что его, в общем-то, нет. Среднего образования или бакалавриата на эту тему не существует.
Я учился на драматургии во ВГИКе, а историю моды я изучал параллельно, сидя в библиотеках, исследуя книги, собирая свою очень большую библиотеку по этой теме. Это мой личный путь, мой личный университет, который я никогда не окончу, потому что я постоянно учусь: каждый день у меня на столе новые книжки, каждый день я занимаюсь новыми исследованиями, читаю книги из серии «Теория моды», читаю биографии дизайнеров, их мемуары. Такое бесконечное, постоянное самообразование; и как много лет назад я начал им заниматься на первом курсе ВГИКа, так по сей день я им и продолжаю заниматься.
Ваша программа называется «Платье и табуретка в истории человечества». Можете объяснить, что имеется в виду и чем вы планируете заниматься с учениками в рамках этой программы?
Дело в том, что мой подход в исследовании — культурологический и социологический. То есть я исследую моду не как явление в искусстве, а как явление в культуре. Поэтому для меня очень важно провести параллели между историей и предметами материальной культуры, соединить нитями культуру и историю с модой и вещественными объектами.
Поэтому мы будем говорить о том, как те или иные предметы материальной культуры, будь то одежда, посуда, мебель — что угодно, проявлялись в истории культуры вообще. О том, когда и почему появился мягкий гарнитур, и почему люди начали ценить комфорт; когда интерьер перестал быть исключительно декоративным и стал функциональным, и как в связи с этим менялся образ жизни человека; почему сейчас мы живем в эпохе интерьера Ikea, а не оформляем свои квартиры декоративными консолями; почему пришли корсеты, и почему они ушли, и как они были связаны с положением женщины в обществе; как эмансипация меняла моду и отношение к одежде.
Люди умирают, периоды заканчиваются, истории уходят в далекое прошлое, а предметы остаются. Мы же приходим в музей и смотрим не на события, а на те предметы, которые их окружали. То есть мы видим историю исключительно через призму предметов либо текстов. И текст нам почему-то часто кажется первичным, мы верим тексту больше, хотя его можно переписать, извратить, сфальсифицировать, а предмет — нет, он куда более объективный свидетель истории. И мы будем рассуждать в рамках семинарских занятий именно об этом. Надеюсь, в рамках этого, так скажем, философско-дискуссионного клуба будем спорить, не соглашаться, искать параллели с настоящим и вместе с нашими учениками говорить о том, как и почему формируется современная мода. Мы живем в материальном мире, и он появился не просто так. Хорошо бы понимать, откуда.
Куда сейчас может трудоустроиться человек, хорошо разбирающийся в истории и теории моды?
Большого запроса на теоретиков и историков моды нет. Есть с десяток специалистов, но глобального рынка в этой сфере не сформировано, этим занимаются точечные исследователи, конкретные персонажи. Однако те, кто действительно глубоко разбирается в этой теме, очень востребованы. Посмотрите на того же Васильева, ему рады и в телевизоре, и в МГУ. Мне тоже постоянно поступают предложения от разных площадок, просят прочитать лекции или целые программы. К тому же я думаю, что потребность в специалистах такого рода в ближайшие годы будет только расти.
А зачем изучать историю и теорию моды тем, кто не хочет становиться глубоким специалистом в этой сфере?
История и теория моды необходимы как общекультурные знания. То есть современный, образованный, культурный человек должен иметь знания по литературе, истории, физике, химии. Это и отделяет культурного человека от бескультурного. То же самое и со знаниями о моде, они — важная часть гуманитарного образования. Поэтому мы и будем ее изучать в «Марабу».