Наташа Милешина: дизайн-мышление
«Смысл дизайн-мышления: его можно применять в любых сферах жизни. И даже совсем необязательно именно изобретать какие-то конкретные вещи, можно использовать его для построения своей жизни»
Наташа Милешина
UX-дизайн
Наташа Милешина — UX-дизайнер, сотрудничающая с Метрополитен-музеем, Колумбийским университетом и Google — в этом году снова в нашей команде лекторов «Марабу». Мы поговорили с Наташей о том, чего ждать от ее курса и почему дизайн-мышление доступно каждому.
Как будет составлена ваша программа в этом году?

Я планирую прочитать четыре лекции об основах дизайн-мышления, каждая лекция — это определенный этап в погружении в предмет. Сначала я расскажу, что такое дизайн-мышление, потом покажу, как его можно применить, а потом мы примемся за дело и сами попробуем изобрести что-нибудь.

Можно ли за четыре лекции достичь того уровня, на котором что-то можно изобрести?

Дизайн-мышление — это одновременно философия, методика и способ изобретения вещей, продуктов или сервисов, которые решают конкретные проблемы. Для этого не нужно никаких технических знаний или глубокого погружения в тему заранее, потому что в дизайн-мышлении очень важен нестандартный подход, а технологические знания могут только мешать. Люди обычно думают так: «Мы знаем, что эту проблему принято решать так, мы делали это с университета, и значит, так же и продолжим» — и это сильно ограничивает их в поиске новых путей.

Можно ли привести примеры вещей, созданных с помощью дизайн-мышления?

Конечно! iPhone Apple — один из таких примеров. Стив Джобс и его команда решили вместо улучшений имеющихся на рынке продуктов начать сначала, переосмыслить телефон и убрали вообще все кнопки. Тогда это было неслыханно, это была революция. Также и с iPod-ом: была задача решить чисто техническую проблему: как носить с собой многие часы музыки, чтобы это не занимало столько места? А это был момент, когда люди таскали с собой плееры и диски с записями, толстые папки с дисками в рюкзаках меломанов были обычным делом. И iPod отменил одну технологию и создал другую.

Какие отрасли знания включает в себя дизайн-мышление?

Есть широкие области знаний, которые точно не помешают. Например, психология — но при этом человек совсем необязательно должен быть подкован в психологии, важнее уметь наблюдать и слушать людей. Мы с ребятами на курсе будем обсуждать, как важно разговаривать с людьми так, чтобы услышать их, добраться до сути проблемы (а не ее признаков), как понять, что конкретно человек хочет получить и что его на самом деле беспокоит. Очень часто люди думают так: «Ладно, я просто хочу, чтобы колпачок от пасты не терялся». Что мы делаем в таком случае? Мы берем и присобачиваем этот колпачок к тюбику пасты так и он больше не теряется. Но если копать глубже, то выясняется, что может быть, мы вообще не хотим отвинчивать-завинчивать колпачок, а хотим, чтобы пасту было удобно дозировать. И тогда ты изобретаешь совершенно новый контейнер для пасты.

Какие практические проекты планируются у вас в рамках курса?

В связи с последними событиями я вижу два практических момента, о которых мы можем подумать вместе с ребятами. Первое — как восстанавливать страну после войны, имея в виду ограниченное количество ресурсов, но чтобы при этом получилось быстро и не ухудшало климатические проблемы на планете — то есть продумать это с учетом будущего. А второе — как не допустить подобной политической ситуации снова, и это тоже вполне себе дизайн-мышление. Мы, например, подумаем, какие могут быть способы не допустить людей управлять страной многие годы и без всяких сдерживающих механизмов, какие ментальные исследования необходимо будет проводить, чтобы исключить у власти человека с деменцией или другими серьезными психическими отклонениями.

Если говорить об актуальных примерах дизайн-мышления в Украине прямо сейчас — есть смешной, но эффективный прием, который они придумали: эвакуировать вражеские танки при помощи тракторов. Или, например, использование дронов для разведки — широкое распространение этой техники оказалось очень кстати во время войны.

Фактически получается, что мы говорим о креативном мышлении, о том, как нестандартно подходить вообще к любым задачам, не только техническим, но и социальным, политологическим и прочим?

Да, именно в этом смысл дизайн-мышления: его можно применять в любых сферах жизни. И совсем необязательно именно изобретать какие-то физические вещи, можно использовать его для построения своей жизни. В Стэнфорде, даже был курс Designing Your Life, один из очень популярных. Профессора Билл Бернет и Брайан Лерер рассказывали студентам, как искать проблему/затык, как определять цели и как разбивать путь к цели на определенные шаги. Есть разные этапы дизайн-мышления, и один из них — прототипирование. И кажется: как мы можем вообще делать прототипы своей жизни? Что это вообще за глупость? Но прототипом может быть курс по интересующей теме, или стажировка, или волонтерская работа в той области, которой думаешь посвятить жизнь. И это вполне себе прототипирование, прямо относящееся к жизни.

Какие еще есть важные этапы и методы в дизайн-мышлении? И можно ли сказать, что это прямо настоящая наука и она появилась недавно?

Принципы были сформулированы в начале XX века, но при этом нельзя сказать, что дизайн-мышление родилось только в тот момент — оно было очень давно в использовании, существовало веками. Но лишь относительно недавно люди сформулировали методологию: погружение в ситуацию, поиск сути проблемы, фокусировка, генерирование идей, их отбор, прототипирование, потом тестирование и в начало спирали процесса — смотришь, как все работает, что можно улучшить/поменять. Получается циклический процесс постепенного улучшения. И очень важная часть дизайн-мышления — отсутствие одного-единственного правильного ответа. Мы не боимся ошибаться, наоборот — мы учимся как можно чаще и больше ошибаться. Лучший пример этого подхода — Джеймс Дайсон, изобретатель и промышленный дизайнер. За 15 лет он создал более 5 тысяч прототипов своего знаменитого пылесоса, пока не получил нужный. Ему говорили, что он ошибся 5 тысяч раз, а он отвечал — нет, я просто проверил несколько тысяч вариантов. Суть дизайн-мышления состоит во многом в том, чтобы не бояться ошибаться в поисках нового решения.

Что очень важно для дизайн-мышления — это работа в команде, когда не ты один маринуешься в собственном соку, а каждый привносит что-то свое, неожиданное. И сегодня команды состоят из людей самых разных профессий: психологов, конструкторов, дизайнеров, инженеров, и чем больше разброс навыков в команде — тем интереснее будет результат.

Кажется, что это возвращение от узкоспециализированных инженеров XX века к
принципам эпохи Возрождения, когда люди могли и умели заниматься разными вещами в совершенно разных областях знания.

Совершенно верно. И если раньше дизайнеров приглашали в самый последний момент, когда изобретение уже было готово, и ему позволяли только сделать его чуть более эстетичным, то сейчас дизайнеров зовут в самом начале процесса, чтобы они участвовали и в разработке стратегии тоже. Один из моих любимых примеров — как дизайн-мышление помогло компании Nintendo выбраться из небытия и изменить индустрию игр. У них были два сильных конкурента — Sony PlayStation и Microsoft Xbox 360, c невероятными финансовыми ресурсами. А у Nintendo денег особых не было, но нужно было что-то делать для спасения фирмы. Они подумали и увидели, что у этих консолей — своя целевая аудитория: геймеры, обычно мужчины, в возрасте 30 лет и старше. Обычно это искушенные люди, у которых есть деньги и которые могут себе позволить дорогие приставки с высоким качеством звука и графики, они видят разницу и готовы платить за нее. Но есть и другая аудитория: семьи с детьми, которым важно не супер-качество графики, а опыт совместной игры — и Nintendo сделали приставку Wii, благодаря которой возродили компанию и вышли на первые места по продажам за 5 лет.

Возможно, за несколько занятий мы не выйдем в топы продаж и не изобретем новый телефон, но поспасаем мир и побезобразничаем на славу!