«Марабу»: Наша осенняя смена посвящена научному безумию и безумным ученым. Фамиль Велиев будет рассказывать про то, что можно говорить даже на неизвестных языках, Анна Козлова — про связь науки и искусства, а про что будете рассказывать вы?
Сергей Кузнецов: Я очень люблю образ безумного ученого в массовой культуре, прежде всего в кино и разных развлекательных книжках. Почему мне этот образ нравится? Начать с того, что безумный ученый — это воплощение страха перед наукой, а воплощение страха — это всегда безумно интересно. С самых ранних, еще немых фильмов мы знаем образы безумных ученых: доктор Калигари (фильм «Кабинет доктора Калигари», 1920), доктор Мабузе (фильм «Доктор Мабузе, игрок», 1922), герой «Метрополиса» (1927).
На самом деле персонажи немецких экспрессионистов задали некоторый канон, и ему наследуют очень многие ученые, будь то злодеи из старых фильмов о Джеймсе Бонде, док-изобретатель Эммет Браун из «Назад в будущее», доктор Стрейнджлав из фильма Кубрика и т. д. Они могут быть злодеями, могут быть просто неосторожными учеными, могут быть фанатиками… Короче, из всех плохих парней безумные ученые, по-моему, самые интересные.
«М.»: То есть вы собираетесь показывать детям черно-белые немые фильмы? Надеюсь, на ночь? Чтобы они лучше спали?
С. К.: Ну, я не уверен, что от «Кабинета доктора Калигари» будет хорошо спаться, он все-таки до сих пор довольно неприятный и пугающий. Но нет, я не буду, конечно, показывать эти фильмы целиком — я покажу самые ударные моменты, собственно, те, где безумие безумных ученых виднее. Я вообще считаю, что детям надо показывать старое кино.
Все считают нормальным читать с детьми, я не знаю, Шекспира или Пушкина, а про кино почему-то многие позволяют себе идти на поводу у идеи «Дети не любят старое кино». Как же они будут его любить, если им его не показывать и про него не говорить? И кстати, в «Марабу» регулярно бывают дети, которые любят старое кино. Помню, я пару лет назад делал курс про пиратов и путешествия, и стоило мне показать, допустим, какой-нибудь фильм с Эрролом Флинном, как кто-то из детей кричал: «О, я это видел! Там вот такой сюжет…»
Короче, мы недооцениваем способность детей смотреть старое кино, в особенности если с ними про это кино говорить. Так что, хотя мы не собираемся показывать детям ни «Метрополис», ни «Доктора Стрейнджлава» целиком, кусочки из этих фильмов мы, конечно, покажем.
«М.»: Про кино понятно. А про книжки будем говорить?
С. К.: Да, я бы поговорил про всякий старый палп (pulp — по-английски «мягкий», в переносном значении «низкопробный»; pulp-журналы — журналы комиксов и приключенческих рассказов в мягкой обложке), например, про советского фантаста Беляева, большого любителя безумных (капиталистических) ученых. В детстве моим любимцем был продавец воздуха, который построил (зачем-то в Сибири) завод, который замораживал кислород. Люди начали задыхаться, а он им этот кислород собирался продавать. Но, конечно, выбор Сибири был ошибкой, советские люди показали ему, чей здесь воздух.
Но это не единственный пример, конечно. Другой безумный ученый, вполне беляевского типа — это, конечно, Урфин Джюс, и, если будет время, я тоже поговорю про него. Но вообще весь этот старый палп интересен потому, что из него и растут ноги у того, что современные дети знают гораздо лучше — собственно, у суперзлодеев из комиксов Marvel и DC. Там тоже хватает опасных изобретателей, которые хотят захватить мир.
«М.»: Кино, книжки, комиксы… Что еще?
С. К.: Я, наверное, начну со сказок и легенд. Есть же классический текст, рассказывающий о том, откуда берутся безумные ученые, — «Ученик чародея», история про ученика волшебника, который вызвал демона, но не мог его загнать обратно. То есть науки еще не было, а страх перед ней уже был, потому что до сих пор в массовом сознании наука тесно связана с магией. Первого робота, как известно, сделал из глины рабби Лёв в Праге, и с этим роботом — некоторые называют его големом — была история, похожая на историю ученика чародея. Ну и если мы сказали «Прага», то, наверное, я скажу пару слов про человека, который придумал слово «робот» — чешского писателя Карела Чапека, в книгах которого тоже хватало безумных ученых.
Короче, тут главное — вовремя остановиться, потому что в конце концов можно увлечься и рассказать про страх современных людей перед 5G-вышками или еще чем-нибудь. Хотя в современных фильмах безумных ученых не так уж много, их образ все равно сидит у нас всех в подсознании, и мне кажется важным, чтобы дети научились над этим задумываться и отличать вот этот паранойяльный страх перед безумными учеными, которые хотят захватить мир, от обычной осторожности, которая подсказывает нам, что не следует доверять непроверенным псевдонаучным данным.