Анна Кигай: ««Ценности: красивое, достойное или вечное?»
«Кажется, что всякий раз, когда мы объявляем свободу от общественных ценностей, мы тем самым утверждаем свои собственные»
Анна Кигай
философ
На летней смене «Марабу» для подростков Анна Кигай прочитает курс «Ценности: красивое, достойное или вечное?», на котором мы поговорим о том, как формируются ценности, в чем они измеряются и как влияют на мировоззрение.
Ценности — слово одновременно очень высокопарное и экономическое, и чтобы разговаривать на эту тему, мы обратимся к науке аксиологии, которая как раз и изучает ценности. И сразу же столкнемся с вопросом ведь «аксиос» — это же «достойный», при чем здесь экономические ценности? Но если теперь обратиться к корню слова «достойный», мы сразу увидим, что с экономикой, конечно же, оно тоже связано: мы говорим «монета достоинством...», «достойная цена». И поэтому мы хотим поговорить с подростками про историю формирования аксиологического сознания, о том, как формировались ее представления: например, ценность – это что-то вовне, или это нечто растворенное в самом объекте, и про понятие между экономическим и мировоззренческим. И как у нас ценность стала ассоциироваться с абстрактными вещами – с миром, любовью, красотой.

Ваш курс для подростков тоже будет парным с Петром Мазаевым, как и на программе для детей?

Да, у нас был план поговорить о ценностях в разных контекстах: с философской точки зрения у меня, и с социально-исторической на курсе у Петра. Есть очень разнообразные подтемы внутри этих историй, и мы постараемся рассмотреть их как можно внимательнее и подробнее со всех сторон.

Сегодня, например, многие столкнулись с вопросом, как быть, если общество транслирует индивиду странные и непонятные на его взгляд ценности – как разрешить этот конфликт? Можно ли быть свободным от ценностей общества?

Про свободу от ценностей общества — это интересный вопрос. Кажется, что всякий раз, когда мы объявляем свободу от общественных ценностей, мы тем самым утверждаем свои собственные. И они могут быть в разных отношениях с общественными — конфликтовать, игнорироваться, но как бы то ни было, я выстраиваю между личными и общественными ценностями определенную реальность, это тоже коммуникативный социальный акт.

Свободным от ценности общества ценностей в полной мере, наверное, быть невозможно, поскольку мы, как социальные существа, с рождения находимся в этой системе. Мы понимаем, что жизнь лучше смерти, здоровье лучше болезни, такие вот самые очевидные вещи. Другой вопрос в том, что люди, обладающие сознанием, могут выстраивать собственную шкалу ценностей внутри общей. Мы можем, например, говорить, что здоровье моих детей важнее, чем мое собственное здоровье – такие настройки определяются собственным бэкграундом, с опытом и представлениями.

А может ли ценность быть бесполезной?

Мы различаем ценности пользы и ценности блага. Первый аспект слова «ценность» — максимально высокопарный и нематериальный, нечто выходящее за рамки привычных, обычных материальных историй. То есть, когда мы называем ценностью что-то, стоимость чего можно измерить, то это не настоящая ценность. Здесь возникает интересный парадокс, и об этом мы тоже будем говорить на нашем курсе.