Меню
«Обращать внимание на ошибки — один из способов находить креативный выход»
Ольга Паволга об июньской программе для взрослых
Ольга Паволга
Фотограф
Известный фотограф Ольга Паволга (Olga Pavolga) рассказала о том, как совместить кулинарию и фотографию, что будет происходить на ее мастер-классе «Мир наизнанку» и как фотография стала ее профессией.
Ольга, у вас психологическое образование. Как вы с ним пришли в фотографию?

Я окончила факультет психологии педагогического университета, поступила в аспирантуру. Уже надо было как-то подрабатывать, и я стала думать, как бы мне это сделать. Но на практике довольно быстро оказалось, что психология — не мое. Моя специализация предполагала, что я буду работать с детьми, помогать учителям и родителям с ними взаимодействовать, а в действительности все оказалось не так. Выяснилось, что детская психология — это в основном взрослая психология. Не смогла с этим ужиться.

Я попробовала применять свои психологические знания в каких-то других сферах, но и это не пошло. В какой-то момент я поняла, что мне бы хотелось поработать с текстами. Сначала была пресс-секретарем и спич-райтером, писала разные тексты в разных компаниях. Потом мне тоже стало скучно, а к тому моменту я уже начала активно снимать. Ушла в рекламное агентство. Сказала, что хочу быть копирайтером. И меня взяли на джуниор-копирайтерское место в рекламное агентство, где тогда был креативным директором известный блогер времен ЖЖ Дмитрий Чернышев. Он был моим начальником и сказал, что взял меня за картинки. Ему понравились мои фотографии, а совсем не тексты. Так постепенно фотография становилась тем, что у меня лучше всего получается.

А как в итоге она стала вашей профессией?

Потом мои картинки заметил человек, который захотел продвигать русскую авторскую фотографию. Причем начать он решил с меня. У него были большие планы по созданию галереи и продвижению российских фотографов на Западе. Он хотел продавать авторскую фотографию в интерьеры, потому что у него был магазин товаров для дома. Но у нас ничего не получилось, потому что авторская фотография в России продается плохо, в силу ментальных наших особенностей, потому что фотографическая картинка — это не живопись, ее можно скопировать и повторить, и она не очень ценится. Потом настал кризис, и я ушла. При этом два года в этой галерее я занималась только фотографией. Я снимала то, что хочу, а мне платили за это зарплату и покупали технику. Идея продажи авторской фотографии, как товара для дома, не сработала, а я осталась с прокаченным навыком фотографирования, поразмыслила о том, что именно в этой среде монетизируется и подходит мне, и ушла в портретную фотографию. Там до сих и пор нахожусь.

Давно вы проводите мастер-классы по портретной фотографии?

Нет, проводить их я начала всего год назад. Меня часто достаточно просили, и я никак не могла понять, как я буду это делать, потому что учить быть собой невозможно. Мне нужно было отсоединить то, что я умею, провести анализ, зачем я это делаю и что я могу отдать. Какое-то время я провела в построении программ, продумала, как это может быть. Сейчас я провела уже пять подобных мастер-классов и достаточно четко представляю, что будет в «Марабу».

Тогда расскажите, как будет построена ваша программа в «Марабу».

Технически программа будет устроена так: в рамках лекционной части я буду говорить и показывать много своих и чужих картинок. Эта часть призвана немножко повернуть мозг на восприятие картинки и на механизмы, при помощи которых она воздействует на человека. Эта часть обычно веселая и приятная. Всем нравится, потому что я рассказываю какие-то байки о своих съемках, показываю фотографии, объясняю, как они были сделаны, упоминаю много интересных авторов.

Вторая часть — это съемки. Мы пригласим модель: какого-нибудь красивого человека или двух и будем придумывать им образы, подбирать реквизит, одежду, макияж. При этом я буду комментировать все, что мы будем делать: как ставим героя, как с ним разговариваем, почему так одели, почему так накрасили, почему поставили сюда, как ей надо работать. В это время люди тоже будут снимать со мной. Обычно я ставлю кадр, делаю его сама и даю время людям поснимать. Все вокруг ходят с камерами и снимают с нескольких планов.

А после съемки я расскажу про обработку картинки в фотошопе: как обрабатывается, зачем, какие приемы можно использовать, как работать с ретушью, как ее привести уже в тот вид, в котором ее можно будет публиковать.

При этом, конечно, все это время будет происходить диалог между мной и участниками мастер-класса, и я буду отвечать на любые их вопросы.

А чем принципиально отличается проведение подобного мастер-класса в замке от такого же в другом месте?

В этот раз я хотела бы как можно активней привлечь участников к работе с реквизитом и к разработке идеи, потому что очень много красивого мы сможем там найти на месте, в замке.

В чем будет заключаться концепция съемки?

Когда мы с Марианной Орлинковой (Marianna Orlinkova) придумывали эту программу, мы поставили перед собой задачу связать фотографию и еду. И сделать при этом ее максимально развлекательной, потому что происходить это будет в замке, на каникулах. Я поняла, что никогда не оказывалась в локации с такой фактурой и таким мощным природным ресурсом. Мне еще никогда не приходилось снимать в замке с неограниченным временем. Это очень сильно стимулирует фантазию сделать что-то масштабное, красивое и эффектное.

Мы решили, что хотим сделать абсурдистскую картинку, которая бы немножко качнула привычную реальность, сделала бы нам сказку. И при этом создать ее в кулинарном жанре. Мы поняли, что очень много кулинарных шедевров было создано по ошибке, когда что-то куда-то падало, а повар удачно выкручивался из положения и придумывал, объяснял, что так и надо, и это становилось каким-то очень популярным рецептом. Из этого я вывела некую такую философскую идею, что вообще мозг человека несколько ограничен и иногда ему приходится пользоваться тем, как мир сам все поворачивает. И обращать внимание на ошибки — это один из способов находить креативный выход из чего-то.

Мне хочется большую философскую базу в эту съемку вложить. Попробовать поговорить о том, как творчество работает, как устроен поиск новых идей. Это же всегда компиляция чего-то. Хочется сказать, что людям не стоит бояться того, что придумывание чего-то нового происходит из ничего. Такого никогда не бывает. Мне бы хотелось объяснить, что нормально что-то положить, как исходные материалы, себе в голову, чтобы они перемешались, и уже из этого что-то родилось.