Ваш курс — про сказки. Как он будет строиться?
В основе моего курса лежат монографии Проппа «Морфология волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки». Курс при этом адресован детям от 10 до 14 лет — им еще сложно читать длинные тексты, и в то же время им будет интересно вернуться к тем книгам, которые они знают с раннего возраста.
Сказки — те самые тексты, которые мы воспринимаем на слух, когда нам их читает мама. И это очень здорово и правильно, потому что сказка появилась как устный текст, а в виде напечатанного текста возникла совсем недавно, в XIX веке. Мы с детьми, используя архетипические сюжеты для конструирования нарратива, попробуем создать свою сказку. Для этого посмотрим фрагменты кино и мультфильмов, разберемся, какие там бывают герои и антигерои, поработаем с разными текстами — и с русскими народными, и со сказками других народов.
В сказке все испытания герою даются не просто так, они призваны помочь ему трансформироваться таким образом, чтобы достичь своей цели. Какое ваше любимое испытание героя?
Испытания в сказках бывают двух видов: сражения и загадки. Лично мне ужасно нравятся загадки. Во-первых, источник загадок — это всегда древняя мудрость. Во-вторых, это просто интересно — отгадывать чужие загадки, придумывать свои и смотреть, как справляется герой.
Трансформация героя в сказках по большей части внешняя. У него меняется внешний вид, он становится, например, удальцом-молодцом или приобретает новый социальный статус. По Проппу, таким образом герой проходит обряд инициации, становится полноценным членом общества, и уже после этого окружающие начинают относиться к нему по-другому.
В каждом блоке мы рассмотрим традиционные примеры из сказочных, фольклорных текстов и те интерпретации, которые получают эти персонажи в современных историях. Мой любимый пример состязания — сцена из «Хоббита», где главный герой и Голлум загадывают загадки друг другу.
Интересно будет с этой точки зрения проанализировать разницу между традиционной народной сказкой и современными историями.
Мне очень нравятся мультфильмы Pixar и Disney, где предлагается необычный взгляд на путь героя. В анимационном фильме «Как приручить дракона» герой вроде бы должен сражаться с драконами, а вместо этого он находит с ними общий язык и взаимопонимание. И в итоге они вместе сражаются против главного врага.
Особенно интересно, когда главный герой — девочка. Если посмотреть «Храброе сердце» или «Моану», то видно, как из принцессы, которая, по сути, просто лежит и ждет, когда ее поцелуют и спасут, героиня превращается в активное действующее лицо и приобретает субъектность.
Женские персонажи действительно очень изменились.
Есть исследования диснеевских мультфильмов, которые показывают, как меняются женские персонажи, какие ценности Disney поддерживает и продвигает от года к году, от десятилетия к десятилетию. На смену Белоснежке, Спящей красавице и Ариэль приходят современные принцессы, которые сами скачут на коне и стреляют из лука.
Модель мироздания, где предел мечтаний — свадьба и воцарение, в новых историях ломается в прах. Наградой персонажам становятся другие вещи: гармония в отношениях с родителями, найденное призвание, спасение мира от экологической катастрофы.
Есть еще одна интересная тема в сказках — истории с переодеванием. Сейчас бы это назвали изменением гендера, наверное? Есть ли в вашей программе примеры таких сказок?
Травестийная тема в традиционных сказках не очень распространена. Мне кажется, это потому, что переодевание — карнавальная традиция, ее цель, как правило, просто вызвать смех. Но в древних текстах эта тема встречается: например, Ахилл переодевается в женское платье, чтобы не ехать на Троянскую войну. Важно еще отметить, что есть переодевание как притворство, а есть мотив девы-воительницы — например, Брунгильда в «Песне о Нибелунгах», и это другая история.
В русской сказке дева-воительница — Марья Моревна, правда, и она в процессе развития сюжета соскальзывает в роль жертвы Кощея, которую потом спасают другие герои. А в современной истории девочки равноправие уже идет лейтмотивом. Женщина сегодня претендует на все то же самое, что и мужчина, а если кто-то считает по-другому, то он глубоко неправ. Например, в «Храброй сердцем», где пределом мечтаний принцессы должен стать хороший брак, она сама побеждает в состязании за свою руку и сердце. И если ты всех победила — значит, ты сама себе хозяйка.
Кажется, однако, что в русских народных сказках женщины были эмансипированы в достаточной мере. Василиса Премудрая, например, все время решает проблемы своего жениха Иванушки, буквально все за него делает.
Но в итоге Василиса должна выйти за Иванушку замуж. То есть она ценна не сама по себе, а лишь благодаря ее навыкам, которые используются только для помощи жениху. Конечная цель девушки — все-таки замужество и затем верность, служение мужу. Единственное исключение — дева-воительница, но и она, как только выходит замуж и теряет девственность, может попрощаться с карьерой.
Что, на ваш взгляд, даст детям знание того, как устроена сказка? Не будет ли им после этого скучно смотреть кино, читать книжки?
Не думаю. Чем больше ты понимаешь про текст, про то, как он устроен — тем интереснее на него смотреть. И мне кажется, это очень важный опыт — взглянуть на один и тот же текст с разных позиций, с новым знанием и жизненным опытом. Бывает интенсивное и экстенсивное землепользование — точно так же и с чтением книг. Изучение того, как устроен текст — в каком-то смысле интенсивное книгочтение, оно улучшает понимание написанного и в конечном счете, я надеюсь, дает творческие возможности для реализации.