Задайте вопрос или заполните заявку
website icon
Заявка
Telegram
website icon
Вопрос
Mail
WhatsApp
Анастасия Копылова: «Философия — это база критического мышления»
«Очень часто и у детей, и у взрослых я отмечаю неумение систематизировать, структурировать знания — а философия с практической точки зрения учит этому прекрасно, мне сложно придумать, что учит этому лучше».
Ася Копылова
философ
Анастасия Копылова окончила философский факультет Высшей школы экономики, магистратуру «Философская антропология», аспирантскую школу ВШЭ по философским наукам и защитила кандидатскую диссертацию. Любит и умеет преподавать, рассказывает о своей науке так, что она превращается в увлекательную историю. Летом 2024 года в «Марабу» Ася будет вести два курса — для детей и для подростков.
Расскажите, пожалуйста, о себе. Чем вы занимаетесь? И, главное, почему философия?
Сейчас я делаю докторантуру в университете имени Гумбольдта в Берлине. Занимаюсь Средними веками, средневековой психологией. Почему философия? Для меня философия была чем-то очень интересным с точки зрения истории идей, концептов. Есть понятия, которые не вызывают у нас вопросов, например, организм, прогресс или устройство естественных наук — мы их изучаем в школе и принимаем как что-то само собой разумеющееся. Или отделение естественных наук от гуманитарных — мы это тоже считаем базой, не требующей разъяснений. А мне всегда было интересно, какая за этим стоит историко-философская картина. Почему сложилось так, а не иначе? Что мы подразумеваем под каждым понятием? Как развивались естественные науки? Чем это было вызвано? Как работать с этими концепциями? Что мы имеем в виду, когда говорим, например, о демократии? Все эти вопросы — философские.

Как вы поняли: «Философия — это мое»?

В семнадцать лет, когда выбирается профессиональная траектория, сделать осознанный выбор, выходящий за пределы самых простых представлений о профессиях (юрист, экономист, программист, врач), довольно сложно. Я смотрела в сторону юриспруденции, экономики, увлекалась литературой, но понимала, что не хочу быть филологом. Занимаясь олимпиадной литературой в школе, я училась у педагога, который преподавал литературу на стыке с философией. Мы читали Бахтина, Лотмана, и сейчас я бы не назвала эти тексты философскими, но в старшей школе это вызывало интерес. И когда я поступила в Высшую школу экономики, то выбрала совмещенную программу, объединяющую культурологию и философию. Мне это казалось привлекательным и более понятным, нежели просто философия.


Но, проучившись полгода и познакомившись с рабочей программой философского факультета, я поняла, что это — то, что мне интересно, я хочу этим заниматься, это мое, и осталась на философском.
Параллельно у меня были всегда две траектории — чистая наука, связанная с историей, и педагогика.
С одной стороны, у меня был интерес к логике, истории философии — я обнаружила для себя такое интересное направление на границе современной философии, современной когнитивной науки и такой далекой от нас, казалось бы, философии XIV века.

История философии XIV века — совершенно завораживающая вещь! Например, я начала заниматься в бакалавриате так называемой гипотезой ментального языка. Языки, на которых мы говорим — конвенциональные, языки по соглашению. Но существует язык, на котором мы мыслим, и этот язык первичен по отношению к языкам конвенциональным. В рамках этой концепции есть представление о том, что определенная структура, отвечающая за грамматику, у человека врожденная, поэтому дети так легко начинают говорить. Философ и лингвист Джерри Фодор в восьмидесятые годы выдвинул гипотезу о языке мысли — ментализе, и следы ближайших ее аналогов находятся в XIV веке.
С другой стороны, мне и моим друзьям казалось важным преподавать философию старшеклассникам — это возраст, когда возникает интерес к концептам, идеям, осмыслению себя и мира вокруг. Нам хотелось научить школьников критическому мышлению, логике, потому что философия — это база критического мышления. То, как прорабатываются аргументы в философии, анализируются основания теорий, дается определенная позиция (и нужно проанализировать, из чего она состоит, какие аргументы можно привести в ее пользу), помогает освоить критическое мышление, а без него сейчас очень трудно существовать.

Из интереса к преподаванию у нас с друзьями и коллегами вырос образовательный проект для школьников «Осмысленный мир».

Зачем современному ребенку философия?

Как я сказала выше, философия — это базовое критическое мышление, аргументация, умение понимать, о чем говоришь ты, о чем говорят тебе другие.

Очень часто и у детей, и у взрослых я отмечаю неумение систематизировать, структурировать знания — а философия с практической точки зрения учит этому прекрасно, мне сложно придумать, что учит этому лучше.
Кроме того, мы живем не в мире объектов — мы живем в мире, насыщенном идеями. Мы постоянно сталкиваемся с историческими, политическими, гуманитарными, этическими идеями. Философия и здесь дает возможность посмотреть на них через критическую призму, а не принимать целиком на веру.
Это — объяснение, зачем философия подросткам. А для ребенка десяти-двенадцати лет в философии есть очень красивые идеи. С этой точки зрения с ним можно говорить о том, как вообще устроен мир, и это детям очень интересно.

О чем будет ваш курс в «Марабу» для детей?

Мой курс называется «Кто такие мы? Люди, роботы, животные и пришельцы». Мы часто сталкиваемся в мировой фантастике, сериалах, литературе, фильмах с разнообразными представлениями о том, какие могут быть альтернативы человеческому интеллекту. Что это значит? Рассматривается разумная сложная жизнь, непохожая на человека, разумная жизнь, чье мышление работает по тем же принципам, что и у человека, или искусственный интеллект, управляемый этическими принципами, и т. д. И главный вопрос, с которым мне хотелось бы поработать: что мы вообще имеем в виду, когда сравниваем человека и искусственный интеллект? Здесь мы будем говорить про слабый и сильный искусственный интеллект. Слабый ИИ создан для решения конкретных задач. Это, например, Chat GPT, который прекрасно работает и справляется с огромным количеством заданий быстрее человека. Сильного искусственного интеллекта пока не существует и, возможно, никогда не будет существовать — это ИИ, который мыслит, самообучается и способен осознавать себя. Большинство книг и фильмов — про сильный ИИ, и мне хотелось бы поговорить об этом. Но для этого надо понять, что мы имеем в виду, когда говорим про человеческое мышление. Тут мы обсудим, насколько мышление привязано к нашей органике, нашему мозгу, нашей биологии. Можем ли мы представить себе человеческий интеллект другой органики — у искусственного мозга или компьютера? Могут ли когнитивные функции (мышление, память, внимание, воображение, способы познания мира) быть у пришельцев с далеких планет такими же, как у человека? Как существа, принципиально отличные от людей, появились в литературе и философии XIX–XX веков, как они описывались, почему люди вообще об этом задумались? Возможно ли воспринять принципиально иной, чем у человека, способ мышления?..
Вместе с ребятами в «Марабу» мы будем отвечать на базовый вопрос: «Кто же такие мы с вами, и как устроено наше мышление». Мне самой было бы интересно послушать такой курс в двенадцать лет, но его не было, — а сейчас я сама могу его сделать.
А что будет в вашем подростковом курсе?

Для подростков я готовлю курс про свободу воли и детерминизм. Детерминизм — это представление о том, что все в мире подчиняется физическим законам. И мы считаем, что с точки зрения биологической природы человек тоже подчиняется этим физическим законам. Либо мы говорим, что у человека есть свобода воли и возможность совершать действия, которые не определены тем, как физически устроен мир.

Мы обсудим, что имеется в виду под свободой воли. Что такое внешняя, так называемая позитивная или негативная свобода воли, как ее рассматривали философы разных времен и разных школ, какие существуют мифы в этой области знания.

Например, любовь — это химическая реакция, человек управляется гормонами и влечение для него предопределено? Или у него есть свобода выбора, и его решения не определяются гормонально? Вспомним Тургенева, «Отцы и дети», где Базаров рассматривает человеческий организм как механизм, человека как биологическую машину.
И, конечно, свобода воли — это всегда разговор про ответственность, про себя, про то, в чем я свободен, а в чем я несвободен, что значит выбор, почему об этом стоит думать, — и мне кажется, что это тоже очень важный разговор.
Вы уже работали с детьми в «Марабу». Какие они?

Прежде всего, в «Марабу» особенная атмосфера — очень теплая, доверительная, очень светлая. Это дает возможность выстроить с детьми открытый диалог. Они могут сами выбирать свои курсы, поэтому на занятия приходят те, кто заинтересован, кто хочет что-то узнать и понять для себя. Дети в «Марабу» чудесные! Меня очень радует их невероятная осознанность, которой не ждешь от ребенка. Иногда они поднимают вопросы или говорят какие-то вещи, которые я совершенно не ожидаю услышать от детей этого возраста.

Что самое главное вы хотели бы сказать детям?

Мне бы очень хотелось, чтобы дети использовали возможность выбора и могли взглянуть на мир шире — смотреть на очень разные вещи, пытаться с ними познакомиться и понять, какое я имею к ним отношение, зачем это мне, поможет ли мне это узнать себя лучше. Очень часто, осознав, что тебе интересно что-то конкретное — биология, химия, литература, математика, ты на этом останавливаешься и не пытаешься выйти за пределы и посмотреть: а что есть еще? Да, здорово, когда ты нашел, где тебе хорошо; но стоит выглянуть за границы: ой, а вот это тоже интересно, и это тоже, и это ничего. Чем шире выбор, тем больше вероятность найти занятие, которое будет делать тебя по-настоящему счастливым.