Задайте вопрос или заполните заявку
website icon
Заявка
WhatsApp
Mail
Phone
ВПЕРВЫЕ В МАРАБУ!
Спецпроект «Литературные мастерские»
Анна Старобинец проведет свой курс на III смене (30 июля – 12 августа). Торопитесь, осталось всего 3 места! Посмотреть полную программу всех смен можно здесь >>
Анна Старобинец: «Нас ждет экпериментальный курс сторителлинга с секретом»
«Я стараюсь никого не убеждать и считаю, что рассказывать истории можно только по любви»
Анна Старобинец
писатель
Анну Старобинец многие дети знают как автора знаменитого «Зверского детектива» и множества книг не только для детей, но и для взрослых. А еще Анна — сценарист, лауреат разных премий и хозяйка творческой мастерской, где регулярно проводятся литературно-игровые курсы. Во время третьей смены «Марабу» в Финляндии Анна Старобинец проведет курс по сторителлингу.
Анна, вы делаете разные курсы и мастерские для детей. Как это работает?

У меня разные игры разных жанров: например, литературная мафия — мы конструируем детектив. Но еще это может быть фэнтези, сказка-фэнтези, хоррор или антиутопия. То есть литературные образовательные игры основываются на том, что есть жанры, предполагающие довольно жесткую структуру. В конструировании сказки, скажем, моим подспорьем стала знаменитая работа Проппа «Морфология волшебной сказки», в которой он препарирует сказку и превращает ее в своего рода формулу, где каждому персонажу присвоена определенная функция, а сюжет развивается по определенному стандартному канону.

Ваш курс для «Марабу» называется «Литературная магия», он тоже будет построен по Проппу?

Я расскажу детям про Проппа, и мы отчасти будем опираться на него, отчасти — на мои собственные наработки. В целом мы просто будем совместно, в соавторстве с детьми конструировать историю, рассказывать ее. То есть можно сказать, что это курс по сторителлингу.

А как в принципе устроена литературная игра?

Каждая наша встреча с детьми — это тур игры. Я выступаю как редактор, а каждый игрок в первом туре формирует своего персонажа, которого он дальше ведет по сюжету. Во втором туре игрок создает особенности мира героя, в третьем — отвечает за сюжетные звенья. То есть у каждого есть какая-то своя делянка. В результате получается несколько кусков текста от каждого игрока, из которых я (так было раньше) складываю историю.
Если расставить кусочки историй в определенном порядке, получается очень подробный синопсис с описаниями мира, персонажей и событий сюжета. Это такой момент чуда для всех участников.
Вы сказали: «Так было раньше». А как будет в «Марабу»?

Я придумала, как перенести эту игровую механику в онлайн. В целом будем делать все, как обычно. Я буду редактировать те фрагменты, которые дети напишут. С другой стороны, в конце я планирую их соединить. Но нас ждет некий эксперимент, который я придумала специально для «Марабу» и о котором пока не хочу рассказывать. Просто в какой-то момент история придумывания пойдет немножко иным путем, а вот каким — секрет пока. Хотя нет, скажу буквально несколько слов: искусственный интеллект, GPT-чат, воображение.
Еще мой новый проект предполагает наличие иллюстраций, которые мы сделаем по результатам того тура, в котором дети дают описание своего персонажа.
На мой взгляд, иллюстрации очень помогают — они запускают фантазию и стимулируют дальнейшее придумывание.
Вот ты описал некий фантастический мир или увидел персонажа, которого только что придумал, — такая механика позволяет скорректировать историю. Ребенок говорит: «Нет, пожалуй, я не хочу такого персонажа!» — и у него есть возможность его изменить.
Мы постоянно будем экспериментировать, сравнивать и идти дальше.

А именно такого курса вы еще не проводили? Это действительно эксперимент?

Да, это будет в первый раз. Я хотела сначала такой курс с сюрпризом собрать онлайн. Но потом подумала, что будет значительно более в кайф провести его очно с детьми, сделать это вместе. Так что это — совершенно уникальная история.

А есть ли у вас советы, как убедить детей начать писать, начать осваивать сторителлинг, ведь он может пригодиться в разных областях жизни?

Я стараюсь никого не убеждать и считаю, что рассказывать истории можно только по любви. Мне кажется, тут надо идти от ребенка. Достаточно спросить своего ребенка: «Вот тут есть такой курс. Хочешь? Вот тут сочиняют в соавторстве историю, фэнтези», — это все. Либо ребенок скажет «Да», либо «Ну зачем?».
Важно, что у нас все-таки работа действительно командная. Ты вынужден не просто сочинять историю, а еще и быть в контакте с другими авторами. В этом смысле наш курс будет ближе не к литературе, а к сочинению сценариев.
Это работа, в которой важен навык совместного придумывания, брейнсторминга. Можно сказать ребенку, что этот курс — не только про сторителлинг, а еще поможет ему почувствовать себя членом сценарной группы.

А хоть немножко приоткроете завесу тайны для родителей, которые планируют отправить детей на эту смену «Марабу»?

Мне хотелось бы сохранить интригу — это тоже важная часть литературной игры. Я придумала очень красивую идею, и мне бы не хотелось, чтобы какая-нибудь крупная корпорация, у которой больше мощностей, осуществила это раньше меня с моими мизерными мощностями. Скажу только, что мой курс будет построен на том, что сюжет — это формула, а если есть формула, то у нас есть разные возможности для создания контента. Мне кажется, для детей должно получиться очень прикольно — очень современно, без этого налета нафталина, который они не любят!