Задайте вопрос или заполните заявку
website icon
Заявка
website icon
Вопрос
Mail
Главное — чтобы ребенок стал интересен самому себе
«В каждом ребенке есть писатель — нужно только понять, какого жанра, и подружиться со своим внутренним наблюдателем»
Маша Рупасова
писатель
Этим летом на детских сменах «Марабу» мы устраиваем литературные мастерские под руководством звездных писателей. В Америке это будет Маша Рупасова, чему мы очень рады. Маша — детский поэт, писатель и драматург с огромной аудиторией. Когда-то она начала сочинять стихи для своего маленького сына, позже появилась детская проза и даже аудиоспектакль на платформе Михаила Зыгаря. (Если сейчас вам показалось, что жанровая эволюция шла за взрослением сына — так оно и есть.) Мы поговорили с Машей о том, как будет устроен ее курс, почему ошибаться полезно и зачем беречь русский язык.
Вы впервые едете к нам в лагерь. Какие у вас ожидания?

Маша Рупасова: В детстве я прочитала много книжек про пионерские лагеря, и мне казалось, что там все очень здорово. Но, приехав в свой первый пионерлагерь, я пережила крушение неосознанных надежд — такое сильное, что неоднократно пыталась сбежать из того места. И все же идея интересного, дружного и теплого детско-взрослого комьюнити у меня осталась. Сейчас я ее связываю с «Марабу», потому что давно знаю про этот проект, слышала много восторженных отзывов о лагере, в том числе от знакомых. Мне кажется, что в «Марабу» все будет так, как в моих детских ожиданиях: когда всем интересно, никого не обижают, нет скучных формальностей типа поднятия флага или унылых линеек, зато есть живое, питательное пространство. И я хотела бы внести в это свой вклад.

Как вы объясняете детям и себе самой, для чего стоит научиться рассказывать истории?

10–14 лет — это возраст, когда дети примыкают к группе и интересуются другими подростками, блогерами, взрослыми. Всеми, кто умеет создавать контент. Самих себя при этом они зачастую не воспринимают как создателей контента, кажутся себе неинтересными, и это большое заблуждение. Для меня очень важно объяснить человеку, что он может немного сместить фокус зрения и вырастить этот пишущий, созидающий, воображающий инструмент из самого себя. Но сперва нужно увидеть собственную ценность как наблюдателя, как актора и придумщика, и только после этого переходить к освоению писательских инструментов. В каждом ребенке есть писатель — нужно только понять, какого жанра, и подружиться со своим внутренним наблюдателем. Дальше все пойдет как по маслу.

Как будет построен ваш курс?

Я готовлю два варианта курса и буду регулировать нагрузку в зависимости от того, какая аудитория мне достанется. Мне очень хочется, чтобы мы заходили в писательское мастерство через ежедневное самоисследование, но оно должно проходить незаметно для участников — ведь часто, как только ты предлагаешь ребенку концентрироваться на себе, он уходит в отказ по самым разным причинам. Поэтому я думаю, что мы будем идентифицироваться с какими-то близкими детям персонажами. Я запланировала несколько литературных игр, через которые мы будем двигаться по тем ключевым моментам, которые мне хочется, чтобы дети освоили. Будем растить наблюдателя, а начнем с самого простого — мемов на русском языке. Через них мы познакомимся, проверим, кто как читает и пишет и кого какие мемы интересуют. У каждого будет свой вариант работы в зависимости от интересов: кто-то будет писать про смешное, кто-то — хоррор.

Я некоторое время не вела мастерские и уже соскучилась по работе с детьми, так что хочется побольше всего успеть. Поэтому во второй половине смены, когда мы уже освоимся с рассказом, я попробую подвести детей к стихам — через рэп-поэзию. Если я увижу, что детям интересно писать свой рэп и пробовать другие стихотворные формы, то, может быть, мы больше позанимаемся поэзией.
Вообще я очень люблю играть. Со своим сыном я играю с его младенчества и до сих пор, уже тринадцать лет. Умение сделать игру на ровном месте мне кажется очень важным (и я это умею). Поэтому в «Марабу» у нас будет много литературных и окололитературных игр. Именно через игру и свободу, через баловство и расслабленность можно нащупать в себе писателя. Мне очень хочется, чтобы детям это было в радость.

Как быть, когда ребенок и хотел бы себя выразить через сочинительство, но не понимает, с чего начать и где брать вдохновение?

Универсальных рецептов нет. Но игра и в этом может помочь: благодаря необязательности и несерьезности задачи можно попробовать снять напряжение. «Я должен что-то написать и как-то выразить», — нет, не должен! Здесь хорошо работает попытка писать не от своего имени, а от имени персонажа. Я везу в «Марабу» несколько очень красочных игр, где персонажи прорисованы так, что их можно наделять именно теми чертами, которые нужны ребенку, чтобы раскрыться самому.
Работать с такими увлеченными детьми — большая привилегия для лекторов.
Есть смысл даже выделять время, когда специально несешь чушь, специально все портишь, валяешь дурака и делаешь не так, как тебе сказали. Из такого хулиганства часто рождаются всякие прикольные вещи, у меня в том числе. Например, когда я пишу книжку и чувствую, что слишком сильно загоняюсь, то начинаю писать пародии на саму себя и даже отправляю редакторам эти пародии вместе с готовой рукописью. Мне кажется, что надо побольше смеяться и поменьше нервничать по поводу творчества, потому что на начальных этапах выращивания писателя напряжение препятствует росту. Под напряжением что-то эффективное и толковое может получиться у опытного писателя, который уже не раз прошел через неуверенность в себе, разочарование в своих рукописях, страх, что вышедшая книга не понравится. А детям это совершенно не нужно. Мне бы хотелось, чтобы они через игру, смех, взаимодействие со мной поймали удовольствие от того, что смогли выразить в точности то, что чувствуют. Такой вау-момент случается, может быть, один раз за десять занятий, но он дает настолько мощное ощущение всемогущества, что ты продолжаешь писать — просто чтобы еще раз удивиться самому себе.

Умение понимать и выражать себя без лишнего напряжения — бесценный дар. Что еще вам хотелось бы подарить детям за время курса?

Мне хочется, чтобы дети взглянули на русский язык моими глазами, потому что я его очень люблю, считаю красивым и очень выразительным. И еще мне важно, чтобы они поняли: это — их язык, а не злодеев, их наследие, которое стоит присвоить себе и не давать в обиду.