Они соображают быстрее, чем я, запоминают больше, чем я. Они эмоционально холоднее, чем я, потому что я на какие-то вещи реагирую почти истерически, а они гораздо рациональнее. Конечно, это будут другие люди. Я всю жизнь думал, что новые люди и старые научатся быть друг для друга незаметными, научатся существовать в разных реальностях. Этого не произошло, и мы живем в эпоху чудовищного конфликта между, условно говоря, миром Рима и миром христианства. Я не представляю, как это будет выглядеть в современном мире и обойдется ли это без ядерной войны.
Как ты видишь конфликт между теми, кого ты называешь людьми архаики и людьми модерна?
Ну, например, для меня люди модерна — это те, кто разрешает существовать оппонентам, людям несходных убеждений, а люди архаики — те, для кого существует «мое» мнение и «неправильное», и это тоже катастрофа, при которой теоретические разногласия служат поводом для доноса. Для одних теоретические разногласия — норма, мне с единомышленниками говорить не так интересно, мне интереснее человек, думающий иначе. Но есть люди, для которых инакомыслие было и остается преступлением. Россия сегодня сконцентрировала в себе всю архаику (см. книгу Александра Эткинда «Russia against modernity»), и она пытается эту архаику распространить на все восточное полушарие. Для меня это совершенно неприемлемо, я именно этого и боюсь, что это будет мир крайней нетерпимости. Разумеется, они обречены и не способны к развитию, они довольно быстро прикончат сами себя, но, пока приканчивают, могут погубить миллионы, и это для меня самый страшный риск. Поэтому я думаю, что спор о будущем человечества решается сейчас на Украине.
Если я правильно помню, тема твоего выступления называется «Эволюция человека в мировой фантастике». Скажи про это несколько слов. Мы уже помянули и Стругацких, и Уэллса, но все равно.
Меня интересуют в основном три направления в развитии человека. Первое — сращение его с машиной, кибердвижение и, условно говоря, новый персонаж, который в строгом смысле слова человеком уже не является, который владеет телепатией, который в любой момент может подключиться к любым устройствам, у которого вживлен в мозги чип Илона Маска. К сожалению, мировая фантастика пока не очень подробно разработала эту тему, но в кино это уже есть.
Ну, Уильям Гибсон у нас есть, в конце концов.
Да, разумеется. У нас уже есть социальные сети, включаемые движением глаза. Как это будет в мировом кинематографе и мировой литературе? Как отражается человек-машина? Что у него будет с этикой, бессмертием, размножением, что будет происходить с продолжительностью жизни?
Второе, что меня интересует — человек космополитического склада, который не привязан к одной расе, а сочетает в себе черты всех рас. Великие космополитические, глобалистические проекты. Человек, который несет в себе гены китайца, австралийского аборигена, афроамериканца, еврея и т. д. Этот проект космополитического человечества, кстати, особенно подробно освещался в интернационалистической советской фантастике двадцатых-тридцатых годов. И здесь Иван Ефремов — один из примеров, потому что все герои «Туманности Андромеды» имеют и черты европеоида, и черты негроида, и признаки индейской расы, они все немного краснокожие, например.
Третий проект, который меня здесь занимает — эволюция интеллекта, потому что люди, наделенные сверхчеловеческим интеллектом, естественно, чем-то за это заплатят. В первую очередь, я думаю, эмоциональной сферой, которая у них будет далеко не так развита. Во вторую очередь, я думаю, у них, как у Лема в «Возвращении со звезд», совершенно иначе будет обстоять дело с любовью и борьбой за любовь, семья эволюционирует очень сильно, право собственности, понятие ревности — все это трансформируется, безусловно.
У меня в Принстоне один мальчик как раз делал замечательный доклад — тема сверхчеловека в русской литературе. Прежде всего это — Долохов, Раскольников, Рахметов и т. д.