Вы уже бывали в «Марабу», делали с детьми крутые постеры в США и много чего другого в осенней «Шатологии» в Бургундии. Как получилось, что вы занимаетесь и дизайном, и математикой, и в каком качестве вы планируете оказаться в Эстонии?В Эстонии я буду математиком, но, возможно, курс с постерами тоже смогу вести, если все будет хорошо. Моим первым «Марабу» был «Марабу в Америке» — там я брала к себе самых маленьких, незаинтересованных в математике детей, и с ними нужно было устраивать пляски с бубнами, чтобы они хоть чуть-чуть заинтересовались предметом. Мы делали всякие рисовалочки, складывали пазлы-танграмы, я рассказывала им про парадоксы.
Многие недооценивают связь математики и искусства, но для меня это важно, для меня искусство — это математика, а математика — это искусство. И я не могу заниматься чем-то одним все время, мне нужно эти вещи чередовать или совмещать.
А в чем именно искусство — это математика? Мы имеем в виду гармонию, золотое сечение?Не обязательно так буквально. Просто мне кажется, что для занятий искусством неплохо бы иметь логическое мышление, особенно если речь идет о дизайне.
Я училась в ВШЭ и там увидела, как живут люди, которые не имеют отношения к математике: они чудесные, они разбираются в литературе, искусстве, и это прекрасно. Но они были потрясены, когда я сделала паттерн, который сам в себя переходил геометрически… Или был еще случай: наш преподаватель сказал, что нам нужно попробовать сделать фигурки животных из квадратиков и прямоугольных равнобедренных треугольников. Я складываю и разрезаю большой квадратик по двум диагоналям, и у меня получается четыре таких треугольника. А однокурсница смотрит на меня и говорит: «Ой, а как у тебя вышло четыре треугольника? У меня только четыре квадратика получилось». То есть я не представляю, как дизайном и вообще искусством можно заниматься без знания хотя бы базовой логики и геометрии.
Расскажите, пожалуйста, как вы первый раз попали в «Марабу» и каковы были ваши впечатления?Первый раз я поехала в «
Марабу в Америке» обычным математиком и первую половину смены им и оставалась. Потом к нам приехала UX-дизайнер
Наташа Милешина, детям очень понравилось осваивать дизайн-мышление, и, когда Наташа уехала, я подумала, что могла бы что-то в этом роде для них делать. И в итоге я начала вести еще и дизайн. Мне очень повезло с детьми, которые были у меня первой группой — всего их было пятеро или четверо, они были очень заинтересованные. Мы с ними решили делать постеры к какой-нибудь сказке, и они выбрали «Красную Шапочку». Получились очень крутые, хоть и страшноватые постеры — многие использовали образ волка, а он, понятно, такой страшный, большой, с зубами. Но ведь и сказка не из веселых.
На второй смене в Америке меня уже предложили сделать главным математиком, и все согласились. Это было забавно, потому что я была на смене самая младшая, девятнадцать лет. Это было очень интересно, но и очень тяжело: всю первую половину дня я занималась с детьми математикой, после обеда — одна-две пары дизайна, три раза в день собрания: математиков, преподавателей второй половины дня и всех вместе, где я должна была рассказывать про успехи своих математиков. Мне было приятно, что я справилась.
Уже известно, что планируется в Эстонии в программе по математике?Заранее подготовить программу по математике довольно тяжело, потому что никогда не знаешь, какие будут дети. На курсе дизайна, думаю, мы тоже будем делать постеры — просто это лучшая часть дизайна, многое можно попробовать в этом жанре и попытаться понять, как что работает. При этом я хочу, чтобы дети понимали, что дизайн — это не обязательно рисование. Например, в шато Le Sallay мы с детьми делали кошку из папье-маше, которая теперь живет в замке. То есть у меня есть некоторое количество идей, и я всегда готова подстраиваться под детские запросы, но начнем, я думаю, все же с постеров.
Вы много работали вожатой в разных лагерях. Чем, на ваш взгляд, отличается «Марабу» от других лагерей, где вы бывали?Я всегда ездила в математические лагеря, где собираются дети, которые всю жизнь занимаются математикой. То есть детям интересна именно математика, и любой так себе преподаватель может прийти, прочитать лекцию, не взаимодействуя особо с детьми, и все будет нормально. А в «Марабу» лекторам нужно стараться, чтобы детям было интересно, чтобы им нравилось — потому что это не узкоматематический лагерь.
Мне кажется, что «Марабу» — лагерь не только для детей, но и для взрослых, потому что там собирается прекрасная команда педагогов и вожатых. Смена в лагере — это налаживание контактов, новые друзья в разных странах или разных штатах, если это США. Когда я сейчас смотрю на фотографии, то понимаю: все, кто познакомились летом — преподаватели, вожатые, — вместе тусят в разных местах, приезжают друг к другу в гости и поддерживают общение даже после смены. И это, мне кажется, очень важно, потому что когда в лагере педагоги и вожатые друг друга ненавидят — конечно же, на детях тоже сказывается.
Еще, наверное, в «Марабу» особенное отношение к детям — это одновременно свобода и оберегающий купол. Мы каждый вечер обсуждаем каждого ребенка, что в первый раз меня очень удивило, потому что в российских лагерях всем немножко наплевать, как себя ребенок чувствует эмоционально, и все к этому привыкли. А здесь, если кто-то увидел, что ребенок погрустнел, мы будем это обсуждать с психологом, с вожатыми. То есть, с одной стороны, мы следим за детьми, чтобы им было хорошо, а с другой — у них правда есть свобода, их никто не загоняет спать, они вольны выбирать, чем хочется заниматься, они могут подойти к директору лагеря и с ним пообщаться. Сережа Кузнецов свободно общается с детьми, потому что для нас очень важно, что в лагере нет людей, к которым ты боишься подойти.
Кроме того, «Марабу» — лагерь, который умеет работать с разными детьми. У нас было много детей с РАС, гиперактивных, и это может быть тяжело для педагогов, но мы все равно справлялись. И для меня это суперважно, потому что не во всех лагерях, где я была, так умеют.
Беседовала Ирина Залогина