От создателей «Марабу»
Новые темы, программы и идеи для каждой смены
биология
самоопределение
медицина
литература
Илья Колмановский
Ученый-биолог, журналист, кандидат наук, педагог, редактор, ведущий шоу, журналист, популяризатор науки, лектор. В 1998 году получил специальность зоолога в МГУ. С 1996 по 2004 год был содиректором образовательного центра для детей беженцев при комитете «Гражданское содействие». Работал учителем, вел экскурсии в зоопарке и Палеонтологическом музее. В 2017 году под руководством британского мастера Эмили Мейер Колмановский прошел обучение методу полимерной таксидермии. Автор подкастов, циклов лекций и книг «Карманный ученый», «Голый землекоп», «Полтора землекопа», «Как груша попадает в мозг», «Почему птицы не падают», «Живот. Чужой внутри нас», «Загадки генетики», «Отредактированные эмбрионы», «Особенности размножения людей в 21 веке» «Про мозг», «Про плохое» и так далее, и так далее, и так далее!
Екатерина Шульман
Политолог, специалист по проблемам законотворчества, преподаватель, доцент кафедры политических и правовых учений Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки), член редколлегии журнала «Курьер ЮНЕСКО». Стипендиат Академии Роберта Боша в Берлине. В 2018-2019 гг. — член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. C 2016 года — автор и ведущая программы «Статус» (до 2022 года она выходила на радиостанции «Эхо Москвы», после закрытия станции — одновременно на нескольких каналах в YouTube).
Автор книг «Практическая политология: пособие по контакту с реальностью», «Законотворчество как политический процесс», соавтор книги «Новая автократия» под редакцией Дэниэля Тризмана (глава о парламентаризме).
Статьи Екатерины опубликованы в изданиях «Ведомости», «Грани.ру», Republic, Colta.ru, Московский центр Карнеги, Washington Post, The World Today, UNESCO Courier и многих других. Постоянный спикер лектория «Прямая речь».
Екатерина Шульман
«Искусство самоопределения: профессиональный и личностный выбор»
Екатерина Михайловна прочтет лекцию «Искусство самоопределения: профессиональный и личностный выбор» — о том, как детям и подросткам определить себя и, исходя из этого, выбрать будущую сферу занятий и профессию.
Понимание того, что тебе интересно, к чему тебя тянет, и какие бывают специальности и работы на пересечении всего того, что тебе по душе, по-научному называется личным и профессиональным самоопределением. Об этом написаны статьи, монографии и целые книги, потому что это дело очень непростое.
Вторая часть задачи — понять, как устроена современная занятость, что такое работа в XXI веке, откуда берутся деньги и что меняется в этом отношении. Такими исследованиями и прогнозами занимается целый ряд наук об обществе: экономика, демография, политология. Иногда их усилия в этом направлении объединяют под названием футурологии, future studies: изучения будущего.
Мы надеемся, что лекция поможет слушателям узнать и понять больше о себе и своём месте в меняющемся мире: чего мы хотим, чего ждет от нас общество, на что мы способны и чем мы можем быть полезны друг другу и человечеству.
Федор Катасонов
О лекторе и курсе: Детский организм, как всё устроено
Практикующий педиатр с 2006 года, вначале — в государственной системе (до 2012), затем — в лучших частных клиниках Москвы. С 2011 года занимается миссией, обозначенной ВОЗ как приоритетная: повышением санитарной грамотности русскоязычных родителей во всем мире. В рамках этой миссии ведет блог о родительстве (facebook и telegram-канал «Федиатрия»), создал видеошколу для родителей «Первые объятия», проводит встречи и читает лекции.
В 2018 году вышло первое издание книги для родителей «Федиатрия», которая с тех пор дополнялась и переиздавалась. Продано больше 40 000 бумажных копий, широко распространяются электронная и аудиоверсии.
С 2021 года — ведущий и соавтор подкаста студии Либо/Либо «Почему мы еще живы». Подкаст идет уже 5 сезонов (выпущено 50 эпизодов). Также Федор — автор книжки для детей «Куда скачет температура?» о терморегуляции. Книжка издана на двух языках: в России и в Китае.
Сейчас готовится запуск новой серии книг, первые две — «Путеводитель по медикаментозной терапии для родителей» части 1 и 2 — выходят осенью 2024.
В «Марабу» Фёдор будет вести курс о детском теле и его поломках. На курсе ребенок узнает, зачем нам нужны разные органы и системы, что бывает, когда они дают сбой - и как это можно почувствовать.
Анна Старобинец
Журналистка и писательница, сценарист. Автор книг «Переходный возраст», «Убежище 3/9», «Резкое похолодание», создательнца вселенной «Зверский детектив». Работает в жанре ужасов и фантастики, ведет классы по сторителлингу и писательские мастерские для подростков. Произведения Старобинец переведены на английский, французский и испанский языки и заслужили множество литературных премий. в том числе — международных: украинская премию «Портал» в номинации «Крупная форма»; «Нокт» от испанской Ассоциации писателей хоррора; «Нацбест–начало» для награждения авторов моложе 35 лет; премия Европейского общества научной фантастики в номинации «Лучший писатель. Последний роман «Лисьи броды» номинировался на премию «Новые горизонты» и был назван «Книгой года» журналом «Мир фантастики».
Ученый и писатель-популяризатор, кандидат биологических наук, с 2014 года живет и работает в Франции. Автор множества научно-популярных статей и двух книг про рак и иммунитет, номинант шорт-листа «Просветителя».
Писатель, совладелец шато Le Sallay, сооснователь «Марабу» и сети школ Le Sallay. Большой знаток кино — Сергей поговорит о культовом фильме Кэмерона не только как о классическом боевике про отношения андроида и людей, но и как о явлении, после которого все начали сходить с ума по компьютерной анимации.
Роман Александров
Театральный педагог, режиссер, больничный клоун, соучредитель педагогического объединения «Все дела». Выпускник программы Community Theater and Public Art международного миротворческого проекта ARENA. Работал режиссером и театральным педагогом в проекте «Театральная мастерская» Петербургского театра «Кукольный формат» и в школе неформального образования «Апельсин», художественным руководителем проекта «Цирк для хулиганов» в Упсала-Цирке. Сейчас — театральный педагог в БФ «Центр святителя Василия Великого» (центре социальной адаптации для подростков, находящихся в конфликте с законом), актер театра «Кукольный формат» (КУКФО), ведущий ресурсной группы для подростков в студии детской анимации «ДА», руководитель программ по реабилитации подростков, находящихся в пенитенциарных учреждениях.
Роман Александров
Сайт-специфик-театр
С подростками мы займемся сайт-специфик-театром. Мы едем в необычное место — дорога до нашего острова входит в десятку самых красивых дорог Европы! Когда директор «Марабу» Женя Курц рассказала мне о нашей площадке, меня это заворожило, заинтриговало и я подумал — было бы глупо, не использовать пространство, не передать ему право быть полноправным участником процессов и игнорировать его. Я предлагаю это место использовать и наделить его статусом участника нашего перформанса и спектакля, который мы будем делать. Чем мы займемся конкретно: во-первых, будем знакомиться с нашим обиталищем физически — бродить, ходить, пробовать на вкус, принюхиваться и так далее. Следующее — узнавать его историю, далее — интерпретировать то, как пространство влияет на нас, какое действие оказывает, какое настроение нам передает, какое состояние мы ощущаем внутри этого простран. Ведь мы все где-то существуем — в пространстве города, социальной, политической, религиозной, идеологической, природной области. Покрутим, подумаем и вместе с участниками создадим историю.
Денис Бояринов
Больше 20 лет пишет о российской и зарубежной музыке — от андеграундной электроники до поп-мейнстрима. Работал в знаковых изданиях «Новое Время», «ОМ», Time Out и «Афиша». Один из создателей независимого онлайн-медиа Colta.ru, где возглавлял раздел «Современная музыка». Выступал куратором музыкальных событий, выставок и фестивалей, читал лекции о поп-культуре. Создатель телеграм-канала «Красная книга» (https://t.me/thebigredbook), посвященного малоизвестным сюжетам из истории советской и российской музыки. Автор графической энциклопедии «Цой. История рок-звезды в буквах и картинках» и — совместно с Лялей Кандауровой — книги «Фирма. 100 пластинок "Мелодии"».
Денис Бояринов
Между пластинкой и нейронкой: музыкальные технологии, которые изменили мир
100 лет назад люди слушали музыку с граммофонных пластинок, вручную раскручивая привод патефона, а больше предпочитали играть на инструментах и петь сами. Сейчас у каждого человека в его смартфоне есть практически неограниченный доступ к миллионам часов музыки, придуманной людьми за столетия, и мы стоим на пороге того, что нейронные сети начнут сочинять поп-хиты под индивидуальные вкусы. Великая (и не очень) музыка обладает неоспоримой способностью влиять на чувства и мысли людей, и инициировать значительные перемены в устройстве общества. Но за каждой великой музыкой стоит технология ее создания и донесения до слушателя. Музыкальный журналист (и инженер по образованию) Денис Бояринов подготовил курс о наиболее значительных технологических новшествах в музыкальном мире, случившихся за последние 100 лет, и о том, как они изменили музыку, которую слушают люди.
Анна Выборнова
Дорогой имярек (вместо «имярек» по старинной традиции подставь, пожалуйста, свое имя или фамилию), на этом лингвистическом курсе у нас с тобой громадьё планов:
В общем, дорогой имярек, мы займёмся с тобой ономастикой — и это будет детектив с элементами исторического нон-фикшна и байопика плюс немного юмора, хоррора и мелодрамы. Готов?
Ляля Кандаурова
Постоянный лектор «Марабу» и «Шатологии» Ляля Кандаурова рассказывает о музыке так, что не полюбить классику становится невозможно. Профессиональный музыкант, окончила Московскую консерваторию. Разработала авторский курс по классической музыке и написала книги «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику», «Как слушать музыку» и «Библейские мотивы. Сюжеты Писания в классической музыке» и — совместно с Денисом Бояриновым — книги «Фирма. 100 пластинок "Мелодии"».. Пишет о музыке для печатных и интернет-журналов и ведет публичные встречи с известными музыкантами, композиторами и дирижерами. Автор тг-канала «Полчаса музыки» (https://t.me/akifiniki).
Ляля Кандаурова
Европейская классическая музыка: от Пёрселла до Шумана
Нас ждёт краш-курс о главных европейских композиторах от 17 до 19 века: в программе Пёрселл и Гендель, Моцарт и Бетховен, Шуман и Шуберт (и не только). Мы послушаем фрагменты из барочных опер и симфоний венских классиков, обсудим искусство мадригала и фортепианную миниатюру эпохи романтизма, поучимся различать и описывать разницу между музыкой разных эпох и вместе найдём тот слушательский подход, который поможет детям начать воспринимать музыку как текст, который необычайно увлекательно разбирать и расшифровывать.
Никита Карбасов
В школьные годы вместе с одноклассниками вдохновлялся археологией. Поступил на исторический факультет петербургской Вышки, где впервые узнал про социальную антропологию. Умножал свои знания в поездках по обмену в Турин и Берлин. Во время ковида очутился на Соловках и проникся Севером. С тех пор занимается исследованием практик Северного судостроения и мореходства. Получает третье высшее по антропологии в Колумбийском университете, преподает, строит деревянные лодки, ходит на них в море, временами поет.
Никита Карбасов
Каково жить на острове
В этом году мы все также будем говорить про то, почему люди такие разные и как у них получается уживаться (или не получается) на шести континентах и пяти океанах. Про что еще говорить на курсе по социальной антропологии? =)
Однако, специфика этого года все таки будет. В этом году «Марабу» впервые базируется на острове. И ни каком-то там «острове», а на самом настоящем острове посреди финского озера!
Именно поэтому темой нашего курса будет жизнь на островах. Начнем с далеких островов в Тихом океане, привлекавших внимание антропологов-классиков своими «примитивными» системами добрососедства, построенных вокруг обмена специальным раковинами (и разработавших уникальные мореходные навыки). А закончим — Манхэттеном, где я сейчас живу, и где люди не менее чудны, чем на затерянных Тробрианских островах. На курсе мы проведем мосты между Фиджи, Соловками и Лонг-Айлендом, между обменом раковинами и торгами на Wall Street, навигацией по звездам и GPS-навигаторами желтых Нью-Йоркских такси. Каждое занятие будет посвящено одному из островов и удивительным людям, его населяющими. Может быть вы тоже живете на острове?..
Мария Кондратова
Симбиоз — искусство уживаться: как живые организмы подстраиваются друг под друга
Школьная биология сосредоточена в основном на изучении живых организмов или групп живых организмов «по отдельности». Вот вам корова, а вот вам собака, вот вам однодольное растение, а вот — двудольное. А между тем, самое интересное в природе это взаимодействие между живыми существами. Собственно «отдельное» животное или растение — это фикция, существующая только на страницах (посредственного) учебника биологии. В живой природе цветы подстраиваются под насекомых-опылителей, коровы выживают за счет бактерий, а некоторые паразиты буквально сводят животных-хозяев с ума, чтобы обеспечить собственное процветание. О том, в какие невероятные союзы вступают между собой растения, животные, грибы и бактерии, чтобы выжить и преуспеть, мы узнаем в этом курсе.
Слово «симбиоз» в современной биологии имеет нейтральное значение «сосуществование», но союз организмов может быть как взаимовыгодным, так и не очень. Мы рассмотрим оба этих случая и увидим, как порой в живой природе отношения, начинающиеся как стопроцентный паразитизм, со временем превращаются в сотрудничество, приносящее пользу обеим сторонам.
Сергей Кузнецов
Писатель, журналист, переводчик, киновед. Написал монографию о поэтике Бродского, переводил Стивена Кинга и Сьюзен Зонтаг, много публиковался. Сергей является автором четырнадцати романов, многие из которых переведены на иностранные языки: «Шкурка бабочки», «Хоровод воды», «Живые и взрослые», «Калейдоскоп: расходные материалы», «Учитель Дымов» и др. Стипендиат Knight Fellowship Стэнфордского университета. В прошлом главный редактор проекта «Booknik: еврейские тексты и темы». С 2013 года Сергей Кузнецов, Екатерина Кадиева и их дети живут во Франции и развивают образовательные проекты «Марабу» и «Шатология», а также сеть школа Le Sallay.
Анна Мичурина
Преподаватель итальянского языка и культуры, выпускница исторического факультета МГУ им. Ломоносова со специализацией по истории Италии и переводческого факультета МГЛУ им. Мориса Тореза. Знает итальянский язык на уровне носителя, ведет курсы итальянского языка и истории Италии в Итальянском Институте Культуры в Москве. В последние годы примерно половину времени живет в Риме и проводит для своих студентов экскурсии по Вечному Городу. Автор проекта Italianizzando на facebook и youtube.
Анна Мичурина
Мифологические и библейские сюжеты в итальянском искусстве.
Этот курс оформился после летней смены в лагере «Марабу» в Эстонии и осенней смены во Франции в 2023 году. Для всех участников оказалось очень увлекательным занятием связывать в единое целое эпизоды, знакомые им из греческих мифов, из Нового и Ветхого заветов и живописные образы. Мне этот курс представляется системой координат, которая позволяет ребятам вспомнить то, о чем им рассказывали родители и преподаватели, выстроить эти сюжеты по линии времени, а главное, научиться узнавать эти сюжеты на картинах, которые они видят в музеях. В курсе будут элементы игры, мы будем обсуждать живопись, упомянем основные направления и главных живописцев и я сделаю все, чтобы персонажи, про которых в начале курса ребята говорили «рандомный чел» — это было про Иисуса, кстати — стали узнаваемыми и понятными. И чтобы после курса нам прилетали такие отзывы от родителей: «Сын очень просит сходить с ним в Прадо» или «Мы пошли с дочкой в Лувр, а там она узнавала картины, понимала о чем они и рассказывала мне». Собственно, этот интерес и любопытство и есть самый ценный результат курса.
Сергей Мохов
Кандидат социологических наук НИУ ВШЭ. Окончил Московскую высшую школу социальных и экономических наук и аспирантуру ВШЭ. Стипендиат Oxford Russia Fellowship с проектом исследования паллиативной системы в современной России. Ведет этнографическую работу в хосписах Сибирского региона, занимается историей советской онкологии и альтернативных методов лечения тяжелых заболеваний. Автор книг «Рождение и смерть похоронной индустрии: от средневековых погостов до цифрового бессмертия», «История смерти. Как мы боролись и принимали», «Death and Funeral Practices in Russia». С 2015 года — издатель и редактор первого российского научного журнала о death studies «Археология русской смерти». В 2019–2022 годах — научный сотрудник Центра медицинской антропологии ИЭА РАН, с 2021 года — научный сотрудник в Ливерпульском университете им. Джона Мурса.
Сергей Мохов
Есть физическая антропология, она занимается тем, как биологически устроен человек, как он менялся в течение долгой истории физиологически, биологически. Я же занимаюсь культурной, социальной антропологией. Я изучаю, как человек существует не только биологически, но как он существует социально. Существовать в культуре — это значит, какими смыслами и значениями он наделяет то, что видит вокруг себя, как объясняет мир, как взаимодействует с этим миром и другими такими же людьми.
Сфера моих интересов, если говорить максимально широко, — то, как человек взаимодействует с такой базовой константой жизни, как смерть, с тем, что все в мире конечно, хотелось бы нам этого или нет. Умирают звезды, планеты, животные, и человек тоже. Даже листья на деревьях — и те умирают и опадают. Меня интересует то, как человек объясняет это для себя, как это влияет на его жизнь, как он может об этом говорить и какую из этого пользу извлекает.
Автор, куратор, драматург, документалистка и активистка. Как журналистка работала в «Коммерсанте» и «Новой газете». Как куратор создала выставки «200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание XX века», «Петрушествие. Мир Людмилы Петрушевской», «Последний адрес. Не тогда, а сейчас», «Невавилонская библиотека», «Сахаров. Новый век», «Условия материальной независимости. Переделкино и его жители» и другие.
Лауреатка премии «Интермузей» и премии Лейпцигской книжной ярмарки. Автор документальных фильмов «Найди еврея. Еврейская идентичность в СССР» и «Камень, ножницы, бумага. Издательство «Ардис» и судьба русской литературы» и драмы «Последнее слово», которая шла в театре Gorki в Берлине.
До последнего времени была куратором музея «Полторы комнаты Иосифа Бродского» в Санкт-Петербурге. В 2018 году Анна Наринская вместе с другими активистками организовала акцию «Марш матерей» в защиту подростков, преследуемых в России за их взгляды. После нападения России на Украину уехала из России. Сейчас живет в Берлине и пишет для газет FAZ и Tagesspiegel.
Анна Наринская
Искусство застольной беседы
Беседа, разговор всегда представляют собою баланс между правдой и обманом, высказыванием и умолчанием. «Фасад» светского разговора часто скрывает скрываемые чувства собеседников их неочевидные взаимоотношения, их жестокие противоречия. Такой разговор должен балансировать между важным и неважным, обменом мнениями и рассказыванием историй. От него требуется и «вежливость» и «увлекательность». У разговора нет никакой цели — своей целью является он сам, как целостность, как интеллектуальная карта момента.
Во время нашего курса мы со студентами будем составлять и разбирать такие разговоры.
Как участники и как наблюдатели.
Ксения Чудинова
По профессии — редактор, лингвист, филолог и инклюзивный педагог. А работала Ксения, кажется, повсюду, где бы ни жила в мире: преподавала в школах и колледжах, ухаживала за пациентами в больницах, была официанткой, разносила почту, была внештатным корреспондентом маленькой газеты, а потом штатным журналистом, редактором и даже главным редактором больших российских журналов и сайтов. Вела свою программу на радио и телевидении и даже поучаствовала в политической кампании. Сейчас живет в Израиле и осваивает новую профессию, которую придумала себе сама: специалист по старости с детства. Ксении интересны люди, как они живут, почему принимают те или иные решения, что выбирают. Она окончила курс по гештальт-терапии, продолжаеи учиться и работать, ведет клиентов самого разного возраста, пишет и редактирует тексты, придумывает разные мероприятия для людей. У Ксюши четыре взрослые дочки. Им 25, 16, 14 и 11 лет.
Ксения Чудинова
Нафига нам правда?
Мой курс будет про ложь. Называется он просто: «Нафига нам правда?». Мы будем не учиться, а исследуем различные аспекты неправды, вранья и обмана. Почему люди и животные врут, какие существуют формы лжи, и может ли она быть оправдана. Целью курса является развитие навыков критического мышления, понимания этики и морали, а также умения распознавать манипуляции и дезинформацию. Курс охватывает различные области знаний, включая коммуникативную лингвистику, психологию, педагогику, поведенческую экономику, конфликтологию и элементы политики и социологии.
Александр Шен
Александр Шен
Докажи!
От создателей «Марабу»
Заполните форму
Вы можете оставить заявку и оплатить одну или несколько летних смен в Финляндии. До середины весны 2025 смену можно будет поменять.
Вопрос
о лагерях, которые пройдут в Финляндии летом 2025 года
для детей и подростков